Ключевые выводы
Туристическому сектору нужно определиться, относится ли он к экономической или социальной сфере, и сфокусироваться на развитие именно в ней
“Все проблемы, которые у нас накоплены ведутся еще от Советского союза. Мы никак не можем определиться в чем экономическое значение туризма в России. Это отрасль экономики? - Тогда мы все цели должны измерять в деньгах. Это социально ориентированная отрасль? - Тогда как образование и здравоохранение надо измерять поголовья и количество инфраструктуры, которое это поголовье обслуживает”, - руководитель центра стратегического анализа и разработок, Союз туризма и гостеприимства Роман Еремян.
“Туризму, в целом, нужно определиться с его ролью: у него социально-экономическая роль или экономически-социальная? Все постсоветское время на уровне государства на туризм смотрели как на социальную отрасль. На уровне малого бизнеса мы превратились в огромную отрасль, состоящую из микропредприятий в части гостиничных предприятий, турагентских компаний, которые пытались снизу выстраивать экономическую часть. Все-таки туризм, на наш взгляд, это экономическая отрасль, … которая может приносить достойный доход”, - заместитель руководителя, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова.
Туризм за последние пару лет стал развиваться активнее, увеличилось предложение и повысился спрос
“До 2019 года не было такого ассортимента не только пакетов отдыха, но и вообще программ. Их просто не существовало. Мы сейчас видим прогресс в том, что линейка туров стала намного шире и намного интереснее для потребителя. Будем честными, это все произошло не только благодаря тому, что мы все такие молодцы. Это произошло в ходе естественных причин, потому что закрылись границы. Во многом это также произошло благодаря программе кэшбэка”, - руководитель международных проектов, Слетать.ру Любовь Воронина.
“В целом, сейчас высвободился интерес к путешествию по стране, который обладает достаточным опытом путешествий за рубежом и его требования к качеству заставляют объекты самим менять свой продукт”, - заместитель руководителя, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова.
ПРОБЛЕМЫ
Недостаток финансирования отрасли и сложная система налогообложения снижают инвестиционную привлекательность сектора и затрудняют развитие малого бизнеса
“Федеральная налоговая служба каждый год публикует специальную справку, которая называется “Отдельные финансовые показатели по видам экономической деятельности” и там есть рентабельность активов, рентабельность продаж и фискальная нагрузка. Что мы там видим? Гостиничная отрасль и общепит находятся практически на последнем месте по рентабельности”, - руководитель центра стратегического анализа и разработок, Союз туризма и гостеприимства Роман Еремян.
“В момент рассмотрения инвесторами разных инвестиционных проектов, часто баланс перевешивает не в сторону туризма, если это решение не эмоциональное”, - заместитель руководителя, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова.
“Возьмем НДС. Сделали отлично, но почему 5 лет? Вы видели проекты в туризме, которые окупаются за пять лет? Я думаю, что вряд ли”, - генеральный директор, ООО «Конструктор путешествий», Алексей Кожевников.
“Есть субсидии - классный инструмент. Отлично, что на часть проектов уже сегодня выстраивается очередь. Но все проекты - от 120 номеров. Поэтому я бы, к сожалению, не смог сказать, что малый бизнес сегодня к этой истории подключен”, - генеральный директор, ООО «Конструктор путешествий», Алексей Кожевников.
Сложная визовая политика затрудняет привлечение туристов из-за рубежа
“Давайте посмотрим на нашу визовую политику. Эта такая система, которая работает по принципу “всех выпускаем, никого не впускаем” … Посмотрим по принципу взаимности, как мы работаем. У нас Шенгенские страны дают многолетние многократные визы россиянам. Какие визы мы даем гражданам стран Европы? Однократные, краткосрочные”, - руководитель центра стратегического анализа и разработок, Союз туризма и гостеприимства Роман Еремян.
Не хватает крупной курортной зоны с высокоразвитой инфраструктурой и люкс-сегмента
“Нам как стране не хватает комплексного спроектированного курорта, который предложит современный формат инфраструктуры и будет отвечать всем потребностям туриста”, - заместитель руководителя, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова.
“Нам не хватает глобального курорта, который мог бы конкурировать на международном уровне. Но нам не хватает не только массового курорта, нам не хватает люкс-сегмента. Наши туристы уже избалованные, они много где были и много, что видели. В России всего до 10 объектов, которые могут удовлетворить их потребности”, - руководитель международных проектов, Слетать.ру Любовь Воронина.
Низкая рентабельность провоцирует низкую оплата труда, что приводит к дефициту квалифицированных кадров
“Сегодня линейный персонал получает 20-40 тысяч рублей. Почему? - Рентабельности нет. Откуда я возьму дополнительные деньги на людей, если рентабельность низкая? У нас сегодня курьеры зарабатывают больше, чем линейный персонал в гостиницах и это нужно понимать и этим заниматься”, - генеральный директор, ООО «Конструктор путешествий», Алексей Кожевников.
“Есть еще одна проблема - недостаточно высококвалифицированного персонала. Сейчас запустился проект “Мастера гостеприимства”, который, мы надеемся, будет массовым для всех, потому что классное обслуживание должно быть всегда. У нас может в ментальности заложено, что, как говорится, “прислуживать мы не любим”, но это тоже в свою очередь влияет на уровень курорта и это и есть одна из скрытых возможностей, как привлечь людей”, - руководитель международных проектов, Слетать.ру Любовь Воронина.
Регионы отстают в развитии туристической отрасли
“Регионам хорошо бы задавать готовые типовые модели … Структура управления туризмом в нашей стране, к сожалению, не поменялась. В регионах так и остались не то, что “министерства туризма”, а “министерство спорта и туризма” или “министерство культуры и туризма”. Компетенции людей там не хватает”, - генеральный директор, ООО «Конструктор путешествий», Алексей Кожевников.
“Мы видим, что многие регионы инфраструктурно не готовы к приему туристов”, - руководитель международных проектов, Слетать.ру Любовь Воронина.
РЕШЕНИЯ
Упростить системы налогообложения и обеспечить ясность правовых актов
“Нам нужна отраслевая налоговая система. Ничего нового в этом нет. У IT есть своя налоговая система, у сельского хозяйства, у легкой промышленности … Ничего нового для нашего налогового законодательства в этом нет. Вопрос в обосновании”, - руководитель центра стратегического анализа и разработок, Союз туризма и гостеприимства Роман Еремян.
“Важно оперативно расшифровывать нормативно-правовые акты … У нас с вами с 1 сентября стартует ненаглядная электронная путевка. Как? Какие алгоритмы? Будет она платная? Не платная? Бизнес пока ничего не знает, а он должен планировать свою деятельность. Нужно давать предпринимателям эти алгоритмы”, - генеральный директор, ООО «Конструктор путешествий», Алексей Кожевников.
Усовершенствовать визовую политику
“Нам очень нужно сделать отраслевую налоговую систему, пересмотреть с точки зрения экономической эффективности визовую политику, разобраться с ассортиментом схем финансирования”, - руководитель центра стратегического анализа и разработок, Союз туризма и гостеприимства Роман Еремян.
“Мы прекрасно понимаем, что надо совершенствовать историю электронной визы и рассматривать решения по поводу транзитов, которые мы уже не раз предлагали, и вести этом направлении дискуссию с нашими коллегами”, - заместитель руководителя, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова.
Способствовать повышению инвестиционной привлекательности туристической отрасли
“Видим свою задачу с нашими коллегами, в том числе, - сформировать такую структуру, которая позволит инвесторам видеть, в первую очередь, финансовый позитив отрасли, а уже потом эмоциональный”, - заместитель руководителя, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова.
Создать крупный современный курорт с хорошей инфраструктурой
“Я бы хотел предложить “Ростуризму” и Правительству России рассмотреть какой-нибудь амбициозный туристический проект, который можно было бы сделать на территории нашего юга. Должен появится проект современного курорта: с генеральном планированием, где все по уму сделано, где применены все технологии”, - генеральный директор, ООО «Конструктор путешествий», Алексей Кожевников.
“Задача сделать современный курорт стоит. Один из шагов в этом направлении, который сейчас делает “Ростуризм” вместе с территориями - это формирование территориальной стратегии туризма … На текущий момент мы занимаемся мастер-планом развития туристических территорий” - заместитель руководителя, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова.
Оказывать поддержку регионам в развитии туристической отрасли и способствовать росту спроса в низкую сезонность
“Регионам стоит дать рекомендацию, какой минимальный набор инфраструктуры должен быть у них для приема большего потока людей”, - руководитель международных проектов, Слетать.ру Любовь Воронина.
“Туры в Сочи и Краснодарский край на лето могли бы быть осуществлены и без программы кэшбэка. Он бы больше помог в низкую сезонность или более географически сложным курортам”, - руководитель международных проектов, Слетать.ру Любовь Воронина.
“Мы видим свою роль, и в том числе механизма кэшбэка, в том, чтобы снизить сезонные перепады, показать возможность путешествий и возможность поездки в разные субъекты в течение низкого и среднего сезонов. На это же направлен механизм грантов. Один из грантов, который мы сейчас представили, это гранты на формирование теплых бассейнов”, - заместитель руководителя, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова.