Ключевые выводы
Дальний Восток помог Арктике в экономическом развитии
«У нас Арктика в некотором долгу перед Дальним Востоком. В начале в рамках системы управления на Дальнем Востоке были созданы новые условия, многие из которых были беспрецедентными для России. <...> Принимались исторические решения: и по территориям опережающего развития, по Свободному порту [Владивосток Ред.], по выравниванию энерготарифов, по дальневосточной ипотеке. Когда Арктическую зону Российской Федерации к этой системе присоединили, еще более агрессивные режимы такие, как крупнейшая в мире свободная экономическая зона АЗРФ, запускались, административного сопротивления было меньше», Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
«То, как сегодня в Арктике себя ведет государство от федеральных до региональных властей это самый яркий пример эффективного государственно-частного партнерства, потому что это дает конкретный эффект в новых проектах, стройках, рабочих местах и перспективах, которые открываются для людей, живущих на Севере», губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Ресурсы России способствуют продвижениям в Арктике
«Многие сочувствовали Российской Федерации из-за того, что на нас ресурсное проклятье: нефть, газ. Поэтому мы мало можем производить. <...> Это вершина пирамиды, когда настолько масштабные проекты [по добыче. Ред.], создают такое благосостояние, которое может выдавать по 10 млрд долларов в год. Давайте не стесняться нашего ресурсного богатства, а, наоборот, максимально эффективно его задействовать», Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
«Не менее значимые и проекты по добыче с особыми характеристиками угля и ряда других, именно поэтому можно с абсолютной уверенностью сказать, что перспективы финансового благополучия и социально-экономического развития Красноярского края в значительной, а может быть, даже и в решающей мере связаны именно с Арктикой», губернатор Красноярского края Александр Усс.
«Инвестиционная программа Норильского никеля укладывается в стратегию, утвержденную до 2030 года, это 2,5 трлн рублей. <...> Это экологическая программа с сокращением выбросов диоксида серы, это рост добычи в два раза, стопроцентное удвоение наших обогатительных мощностей, создание новых современных металлургических производств в Норильске и Мурманской области. Это в итоге [даст. Ред.] рост производства наших металлов на 3040%. Мы уверены, что наши металлы будут востребованы», старший вице-президент руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения ПАО «ГМК Норильский никель» Сергей Дубовицкий.
«Проект ЦСКМС [Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области Ред.] это, по сути, первый в мире завод по производству заводов СПГ, где они строятся на основании гравитационного типа и в дальнейшем транспортируются к месту добычи углеводородов, это позволяет экономить время и деньги, еще и несет огромный экологический эффект. <...> Сегодня ЦСКМС это место притяжения огромного количества подрядчиков, производителей отечественного СПГ-оборудования. <...> Сегодня мы с этими предприятиями взаимодействуем, успешно локализуем, импортозамещаем оборудование, которое необходимо для реализации наших проектов. Если у первого проекта Ямал СПГ уровень локализации был прядка 30%, то Арктик СПГ-2, рассчитываем, уже будет уровень 5060%, в планах добиться импортозамещения 90% и более», заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Эдуард Гудков.
ПРОБЛЕМЫ
Отток населения и нехватка кадров
«Мы говорим о создании новых производств, соответственно, новых рабочих мест. Оцениваем, что это не менее 6,5 тысячи новых квалифицированных специалистов, которых дополнительно надо привлечь в Арктическую зону. К тому же, восполнить специалистов в суровых арктических условиях достаточно сложно», старший вице-президент руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения ПАО «ГМК Норильский никель» Сергей Дубовицкий.
«Вспомнил картинку, которая гуляла по соцсетям: Улетая из Мурманска последним, выключи свет. Это было такое настроение еще три-четыре года назад, когда Арктика это было что-то далекое, холодное, бесперспективное, брошенное. У людей было такое отношение. Гигантский отток людей, который начался с 1990 года, тому подтверждение. <...> Уверенность в том, что в Арктике, на Севере, можно и нужно жить, жить здесь и сейчас, жить в будущем это самый главный результат той работы, которая проведена», губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Небольшим проектам арктического туризма не хватает поддержки государства
«У нас есть хороший потенциал для туризма Маньпупунер, но это особо охраняемая зона. Мы там не можем построить большие отели, это запрещено законом, а на маленьких кемпингах не можем набрать тот критерий, который установлен в основе предоставления грантов это две тысячи ключей, три-четыре звезды. Мы не вписываемся. <...> Просьба дать нам на пять лет фору, снизить [требования. Ред.] для нас», глава Республики Коми Владимир Уйба.
«Мы этот вопрос даже у Президента России Владимира Путина поднимали. В части антикризисных мер НДС обнулить для маленьких туристических проектов уже готовы, пока снизить планку по ключам не готовы. Мы с главой Ростуризма Зариной Догузовой постоянно обсуждаем. Будем бить в одну точку и добьем», Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
«Наверное, туризм не в состоянии обеспечить на каждый рубль, вложенный государством, шесть или восемь рублей прибыли, но два мы сделаем. <...> Мы очень надеемся, что к нашим объектам, например, электричество будут тянуть с меньшими ожиданиями прибыли, чем когда тянут к каким-то ресурсным проектам», генеральный директор ООО «Васта Дискавери» Сергей Бачин.
«Мне кажется, что фокус нужно держать на средний бизнес. <...> Хотел бы обратить внимание на вопрос присоединения и состояния сетей. <...> У нас сегодня износ сетей не позволяет серьезным образом развиваться. <...> Чтобы ситуацию привести к балансу, нам надо за четыре-пять лет повышать тарифы примерно на 15% в год. Население, естественно, защищено, нагрузка ляжет на малый и средний бизнес, который пользуется средним и низким напряжением. Это большой вызов», губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
РЕШЕНИЯ
Арктика вернет долг Дальнему Востоку с запуском круглогодичной работы Севморпути
«Северный морской путь. Самая важная задача <...> доделать СМП <...> и 100 млн тонн [грузооборота Ред.], убежден, уже в этом десятилетии будет, <...> 200 млн тонн тоже будет. Что это значит? Это совершенно другое количество ледоколов, другой уровень, это новый флот, который нужно построить. <...> Мы говорим об инвестициях в порядка 300 млрд рублей. И это небольшие инвестиции в новую экономическую дорогу жизни, которая будет приносить нам, не устаю об этом говорить, более 10 млрд долларов каждый год», Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
«Общая программа [развития СМП. Ред.] измеряется порядка 700 млрд рублей. Это те решения, которые приняты. Чтобы обеспечить развитие восточного направления Северного морского пути у нас к 2030 году должно стоять не менее пяти атомных ледоколов, чтобы обеспечить регулярную круглогодичную навигацию и обеспечить стратегическую линию по соединению запада и востока страны, в какой-то степени альтернатива Транссибу. Было принято решение по строительству шести дополнительных ледоколов. <...> Четыре ледокола госкорпорация [Росатом Ред.] будет строить за счет собственного ресурса», специальный представитель по вопросам развития Арктики Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
«Мы сейчас начинаем осмысление идеи о создании на Енисее, ниже по течению, речного порта, чтобы часть грузов с Транссиба замкнуть на Енисей и далее на Северный морской путь. Это такое значимое, революционное решение», губернатор Красноярского края Александр Усс.
Портовые мощности привлекут инвестиции в АЗРФ
«Мы развернули масштабную инвестиционную программу по модернизации и увеличению пропускной способности по всей цепочке, в частности, по порту Дудинка. Предполагаем увеличить мощность этого порта с 3,5 до 5 млн, вкладываем 40 млрд рублей. Обновляем полностью крановое хозяйство, более 50 новых портовых кранов появится на замену, 11 уже работают», старший вице-президент руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения ПАО «ГМК Норильский никель» Сергей Дубовицкий.
«Базовый проект для нас Мурманский транспортный узел. <...> Зафиксировано то, что в 2023-м первые 18 млн тонн груза пойдут на западный берег, и новый порт заработает, это за собой тянет еще два готовых проекта, два новых порта пойдут в работу, пойдет та самая железная дорога, которая необходима. В итоге к 2030 году планируем, что достигнет оборот порта 80 млн тонн, а это уже та самая трансформация в уникальный логистический хаб базового порта Северного морского пути», губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Переселение жителей Крайнего Севера
«Говоря о фронтальном освоении Арктики, подчеркну тот факт, что содержание поселенческой инфраструктуры удовольствие очень и очень дорогое, в разы дороже, нежели жизнь на материке. Поэтому мы должны понимать, где просматриваются проекты, а где, к сожалению, они уже исчерпаны. Есть целый ряд поселений, в том числе и на территории Красноярского края, где, на мой взгляд, мы должны думать о создании условий для переезда живущих там людей на другие территории с более благоприятными климатическими условиями», губернатор Красноярского края Александр Усс.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org