Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Российско-финское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктического региона 2021-2022

Исследования
18 января 2022

Доклад подготовлен по итогам мероприятия «Российско-финское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктического региона» в рамках проекта ThinkArctic, реализуемого совместно Фондом Росконгресс, Центром комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и Аналитическим центром при Правительстве РФ. Проект ThinkArctic реализуется в рамках Программы председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах.

Основные цели и приоритеты Арктической стратегии Финляндии

На протяжении многих лет Финляндия является активным членом международных организаций развития и сотрудничества в Арктике, в т. ч. Арктического Совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона. Интерес Финляндии к развитию и сотрудничеству в Арктике обусловлен комплексом факторов, среди которых ее географическое положение, изменение климата, проживание коренных народов Арктики. Несмотря на то, что страна не имеет выхода к Северному Ледовитому океану, она обладает значительным опытом в ледокольном строительстве, арктических научных исследованиях и экспертизой в ведении экономической деятельности в регионе.

В 2021 г. Финляндия приняла новую арктическую стратегию, направления и цели которой отвечают Целям устойчивого развития ООН и фактически направлены на их достижение. В качестве основных направлений деятельности на 2021–2030 гг. заявлены:

— адаптация к изменению климата и смягчение его последствий;
— защита коренных малочисленных народов;
— экспертиза, наука и образование;
— развитие инфраструктуры.

Механизмы и форматы сотрудничества

Арктическая политика Финляндии в области устойчивого развития реализуется как посредством многосторонней кооперации через арктические институты, так и через двусторонние отношения Финляндии с арктическими государствами. В новой арктической стратегии Финляндии закреплена ее ключевая цель в регионе — поддержание мира и безопасности посредством международного сотрудничества. Основными институтами многосторонней кооперации, в которых Финляндия принимает участие, являются:

— Арктический совет и Арктический экономический совет;
— Совет Баренцева/Евроарктического региона;
— Международные соглашения в сфере окружающей среды.

Двусторонние механизмы и сотрудничество с ЕС

Значительная часть международных проектов с участием Финляндии реализуется на двусторонней основе. Проекты с Данией и Исландией направлены на противодействие и адаптацию к климатическим изменениям и защиту окружающей среды, борьбу с морским мусором. Проекты с Норвегией сосредоточены на эксплуатации арктических нефтегазовых ресурсов для энергоснабжения Европы. Сотрудничество с Канадой традиционно ведется в области зимней навигации, ледокольного строительства и судостроения, однако планируются совместные проекты по развитию экономики замкнутого цикла. Финляндия развивает общие проекты и США: они также связаны с изменением климата и фокусируются на очистке воздуха и воды. В 2015 г. Финляндия и Швеция создали совместную боевую группу для «осуществления морского наблюдения». Активное сотрудничество в Арктическом регионе Финляндия осуществляет через Европейский союз, поскольку экономическая деятельность в ЕС и его климатическая политика оказывают значительное влияние на арктический регион. Основным механизмом сотрудничества Финляндии и ЕС в Арктике являются программы приграничного сотрудничества (ППС), запущенные Европейским инструментом соседства и партнерства в 2007 г. ППС охватывают Швецию, Финляндию, Россию и Норвегию.

Российско-финское сотрудничество в области устойчивого развития

Несмотря на некоторые существующие ограничения, связанные с санкционным режимом и пандемией COVID‑19, Финляндия и Россия поддерживают тесный политический диалог, лидеры обоих государств регулярно обмениваются мнениями о развитии двусторонних отношений, в том числе в Арктическом регионе.

Среди сфер кооперации России и Финляндии в области устойчивого развития можно выделить лесное хозяйство, безуглеродную энергетику, управление отходами, новые технологии в строительстве, производство ледоколов, инфраструктуру, информационные технологии. Помимо этого, между странами развиваются научные и культурные связи.

Наиболее интенсивная кооперация Финляндии и России в области устойчивого развития происходит в многосторонних форматах, где основными механизмами являются:

— Арктический совет;
— Программы приграничного сотрудничества «Коларктик», «Карелия», «Россия-Юго-Восточная Финляндия».

Сотрудничество России и Финляндии осуществляется в рамках Арктического совета. В 2021 г. под руководством России и Финляндии начался проект «Биологическая безопасность в Арктике», который осуществляется совместно с рабочей группой по реализации программы арктического мониторинга и оценки (Arctic Monitoring and Assessment Programme Working Group (AMAP)). В области защиты окружающей среды под руководством Финляндии, Исландии, России, США реализуется проект «Повышение устойчивости Арктики». В ходе проекта планируется разработка дорожных карт по устранению последствий таяния вечной мерзлоты. Также будут реализованы несколько целей устойчивого развития ООН. В сфере продовольственной политики подходит к завершению проект в рамках рабочей группы по устойчивому развитию (SDWG) «Арктический продовольственный инновационный кластер», а также другие проекты.

Помимо взаимодействия в формате Арктического совета, Россия и Финляндия уже несколько десятилетий тесно сотрудничают по линии программ приграничного сотрудничества ЕС — «Коларктик», «Карелия» и «Россия — Юго-восточная Финляндия».

Программы реализуются на территории нескольких субъектов России: Республика Карелия, Архангельская, Ленинградская, Мурманская области, Ненецкий автономный округ и город федерального значения Санкт-Петербург. Несмотря на то, что изначально программы охватывали скорее экономические и инфраструктурные сферы деятельности, например развитие малого и среднего бизнеса, повышение качества жизни, обустройство государственной границы, постепенно на первый план выходят вопросы устойчивого развития — защита окружающей среды, поддержка коренных народов и повышение уровня благосостояния населения.

Перспективы российско-финского сотрудничества

В докладе отмечается, что на данном этапе развития отношений России и Финляндии основными форматами взаимодействия между странами в области устойчивого развития в Арктике останутся Арктический совет на межправительственном уровне и двустороннее сотрудничество в рамках государственных и частных институтов. Важным механизмом для плодотворной работы должны остаться программы приграничного сотрудничества ЕС «Коларктик», «Россия-Юго-восточная Финляндия» и «Карелия», однако спектр направлений и портфолио совместных проектов можно существенно расширить.

Среди перспективных направлений сотрудничества в области устойчивого развития:

  • Экология, защита окружающей среды

В области защиты окружающей среды Финляндия и Россия уже имеют значительный опыт сотрудничества, заключен ряд двусторонних соглашений в сфере защиты морских экосистем (в частности реагирование на разливы нефти в Арктике), однако увеличение темпов климатических изменений и обострение климатических рисков создают предпосылки для интенсификации сотрудничества. Сотрудничество в данной области может способствовать достижению ЦУР 13 — борьба с изменением климата, ЦУР 14 — сохранение морских экосистем и ЦУР 6 — чистая вода и санитария. Перспективными представляются проекты в области улучшения качества пресной воды, обеспечения устойчивого использование водных систем, проекты в области мониторинга климатических изменений в Арктике. В сфере защиты окружающей среды перспективным направлением сотрудничества является агролесоводство.

  • Энергетика

Неотъемлемой частью устойчивого развития Арктики является декарбонизация региона и переход на ВИЭ, поэтому возможным представляется сотрудничество по линии ЦУР 7 — недорогостоящая и чистая энергия. В этой связи перспективным видится кооперация России и Финляндии в производстве ветроэнергетики. Использование финского опыта в области устойчивого производства биотоплива из древесины и древесных отходов может сыграть значительную роль в расширении использования возобновляемых лесных ресурсов в российской Арктике. Перспективным видится продолжение сотрудничества в области атомной энергетики, учитывая, что в настоящее время российская госкорпорация «Росатом» участвует в проекте строительства атомной электростанции в Остроботнии (Финляндия).

  • Развитие транспортно-логистической инфраструктуры

Существенной проблемой для жителей Арктического региона является неразвитая система автомобильных дорог и железнодорожных путей, в связи с чем требуется активная работа по реализации ЦУР 9 — индустриализация, инновации и инфраструктура, ЦУР 11 — устойчивые города и населенные пункты. Развитие транспортной инфраструктуры существенно повысит доступность региона как для местного населения, так и для туристов.

  • Развитие телекоммуникаций

Расширение сетей сотовой связи и прокладка линий оптоволокна создаст достойные условия жизни для населения Арктики, позволит получать доступ к образовательным ресурсам, медицине, работать удаленно, цифровизация бизнес-процессов активизирует предпринимательскую активность и в целом поспособствует экономическому развитию региона. Указанные проектные направления могут быть реализованы в рамках ЦУР 4 — качественное образование, ЦУР 8 — достойная работа и экономический рост.

  • Туризм

Арктика как уникальный природный регион располагает к созданию именно экологического устойчивого туризма, с фокусом на «сближение с природой» и рекреацию, поэтому работа по данному направлению соответствует ЦУР 9 — индустриализация, инновации и инфраструктура и ЦУР 15 — сохранение экосистем суши. В этой связи интерес представляет существующий трехсторонний национальный парк «Пасвик-Инари», расположенный на территории России, Финляндии и Норвегии. Возможно создание туристических кластеров на базе крупных городов и субрегионов Арктики (Мурманск, Архангельск, Мыс Желания, Ямал, Хатанга, Оймякон).

  • Здравоохранение

Вопрос здравоохранения является актуальным всегда, и особенно обострился в связи с пандемией COVID‑19. Для обеспечения высокого уровня медицины в регионе, даже в малонаселенных территориях, требуется развитие телемедицины (ЦУР 3 — хорошее здоровье и благополучие), а также создание транспортной (авиационной) инфраструктуры для своевременного оказания медицинской помощи по обе стороны российско-финской границы.

  • Коренные народы, поддержание культурных связей

Перспективным направлением сотрудничества видится сохранение культуры коренных народов, использование и популяризация их языка (в рамках региона), возможности его преподавания, поддержка народных промыслов. Подобные проекты можно организовывать в рамках Арктического совета, куда входят организации коренных народов Арктики (Союз саамов, Международный совет гвичинов, Арктический совет атабасков, Алеутская международная ассоциация, Инуитский приполярный совет, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации).

  • Наука и образование

По данному направлению перспективным является создание консорциумов вузов, совместных онлайн курсов финских и российских университетов для того, чтобы жители арктических регионов могли получить доступ к качественному международному образованию, что отвечает ЦУР 4 — качественное образование.

  • Человеческий капитал

По данному направлению Россия намерена предпринимать меры для улучшения качества жизни в Арктике, что также закреплено в ее концепции председательства в Арктическом совете и может способствовать достижению ЦУР 8 — достойная работа и экономический рост и ЦУР 11 — устойчивые города и населенные пункты. В этой связи необходимо сделать акцент на укреплении научного потенциала, развитии студенческой среды и научного обмена, например, через создание новых научных центров в Арктике и проведение совместных научных конференций на базе имеющихся институтов для того, что вырабатывать новые креативные подходы к управлению регионом.

  • Предпринимательство и инновации

Улучшение инвестиционного климата, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, привлечение новых технологий и инноваций в существующие и новые отрасли поможет раскрытию потенциала арктического региона.

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Арктика, Устойчивое развитие, Туризм, Культура, Здравоохранение, Предпринимательство, посвященными вопросам устойчивого развития Арктики.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
27 декабря 2022
Состояние и перспективы развития инноваций в России

Развитие инноваций в России носит поступательный характер. Первоначальные инвестиции, в основном государственные, касались создания субъектов инновационной экосистемы, подготовки кадров, формирования финансовых институтов. По словам академика Н.Ивановой, инновационная политика является производной от экономической политики. Прогресс развития инноваций в России обусловлен, в первую очередь, задачами диверсификации экономики и формирования запроса на инновации.

Статьи
29 августа 2019
Экстремально Дальний. Какие направления активного туризма могут стать перспективными на Дальнем Востоке

Какие направления активного туризма могут стать перспективными на Дальнем Востоке.


Исследования
27 ноября 2019
Оценка состояния конкурентной среды в России (2019)

В докладе, подготовленном Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации на основе результатов онлайн-опроса представителей бизнеса, представлена оценка состояния конкуренции на российском рынке.