Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Российско-канадское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктического региона 2021-2022

Исследования
18 января 2022

Доклад подготовлен по итогам мероприятия «Российско-канадское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктического региона» в рамках проекта ThinkArctic, реализуемого совместно Фондом Росконгресс, Центром комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и Аналитическим центром при Правительстве РФ. Проект ThinkArctic реализуется в рамках Программы председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах.

Арктическая стратегия Канады: приоритеты, цели и механизмы

Арктика занимает центральное место в национальных приоритетах по укреплению идентичности и безопасности, является составным элементом национальных ценностей и интересов Канады. Канадская Арктика охватывает 40% территории страны, в ней проживает более 200 тыс. граждан, более половины из которых являются представителями коренных малочисленных народов севера (КМНС).

В продвижении канадских арктических приоритетов задействованы многие департаменты правительства Канады как внутри страны, так и за ее пределами.

В рамках своей арктической политики Канада стремится к решению причин и последствий изменения климата, установлению между коренными малочисленными народами севера и представителями других народов Канады отношений, основанных на доверии и взаимном уважении, поддержке устойчивого экономического развития Севера. Для достижения поставленных целей проводится работа с местными сообществами, НКО и НПО внутри Канады, а также с международными партнерами.

Департамент международных отношений Канады (Global Affairs Canada) отвечает за координацию и руководство международными аспектами канадской политики по развитию Арктики. Основные цели, продвигаемые Департаментом международных отношений в циркумполярной Арктике, включают в себя:

— поддержка целевых инновационных торговых и коммерческих возможностей для Севера, приносящих пользу местным жителям;
— содействие в становлении Канады мировым лидером в области арктической науки и исследований;
— отстаивание позиций Канады на международной арене и повышение авторитета Канады в решении вопросов Севера.

В сентябре 2019 года был опубликован документ «Основы политики в отношении Арктики и Севера», в котором содержится определение общих направлений и приоритетов деятельности правительства Канады в Арктике на период до 2030 года.

Ключевым международным обязательством, лежащим в основе канадских «Основ политики в отношении Арктики и Севера», является Повестка дня Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития на период до 2030 года, что отмечается в самом документе и прослеживается в целях «Основ политики». Среди целей Основ политики в отношении Арктики и Севера Канады 2019 г.:

— повышение качества жизни и здоровья коренных малочисленных народов севера;
— развитие инфраструктуры с целью сокращения разрыва между северными регионами и другими территориями Канады;
— развитие устойчивой инклюзивной экономики в северных регионах;
— развитие науки и образования для грамотного принятия решений;
— защита экосистем северных регионов Канады;
— установление международного порядка в Арктике, основанного на нормах международного права;
— обеспечение безопасности северных территорий и их народов;
— поддержка связей между представителями коренных малочисленных народов и другими жителями Канады.

Механизмы и форматы международного сотрудничества Канады

Ведущими многосторонними форматами для обсуждения арктической повестки Канада считает Арктический совет, Форум арктической береговой охраны, Арктический экономический совет и различные организации ООН, включая Международную морскую организацию.

Двусторонние механизмы

В «Основах политики в отношении Арктики и Севера» отмечается важность взаимодействия Канады с арктическими и неарктическими государствами. В первую очередь, это США и Дания. Демографические, географические и социально-экономические сходства между канадской Арктикой, американской Аляской и датской Гренландией служат основой сотрудничества между государствами.

Спецификой канадского подхода является сотрудничество не только на уровне центральных правительств, но также на уровне руководства территорий и провинций, на уровне организаций, представляющих интересы КМНС.

С США и Данией Канада стремится к мирному двустороннему урегулированию споров относительноморских границ. Особую роль в канадском международном сотрудничестве играет взаимодействие со странами Северной Европы — Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией. Взаимодействие с этими государствами по вопросам развития севера и Арктики происходит преимущественно в рамках Совета министров северных стран (Nordic Council of Ministers).

Канада планирует налаживать отношения с Россией по ключевым вопросам арктической повестки, таким как проблемы коренных малочисленных народов севера, научное сотрудничество, охрана окружающей среды, судоходство и поисково-спасательные работы.

Российско-канадское сотрудничество в области устойчивого развития

В Арктике Россия и Канада выступают с близких позиций в Арктическом совете в контексте обеспечения устойчивого развития и налаживания международного сотрудничества в «северном измерении». Поддерживаются связи между официальными лицами, профильными экспертами, представителями академического сообщества по широкой повестке дня, включая вопросы положения коренных малочисленных народов севера, континентального шельфа, климата, защиты окружающей среды, рыболовства и судоходства в Арктике.

Российско-канадское сотрудничество отличается проработанной нормативно-правовой базой. В области сотрудничества в Арктическом регионе первым всеобъемлющим документом стало Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере, подписанное 19 июня 1992 г. Среди прочих приоритетных направлений сотрудничества в этом документе были выделены следующие, отвечающие ЦУР ООН:

— развитие связей и контактов между коренными малочисленными народами севера;
— рациональное землепользование и землеустройство;
— предотвращение переноса и воздействия вредных загрязнителей на окружающую среду;
— образование и профессиональная подготовка;
— рыбохозяйственные науки и технологии;
— здравоохранение и оказание медико-санитарной помощи;
— туризм.

Российско-канадское сотрудничество в многосторонних форматах

Наиболее интенсивная кооперация Канады и России в области устойчивого развития происходит в многостороннем формате в рамках Арктического совета.

В 2020 г. в рамках Рабочей группы по устойчивому развитию под руководством России стартовал проект «Арктический демографический индекс». В качестве соруководителей выступают Норвегия и Канада. Целью данного проекта является разработка методологии расчета демографического индекса, основанного на двух естественных параметрах: естественная убыль и естественный прирост населения, и одном механическом: миграционных процессах.

В сфере продовольственной политики подходит к завершению проект в рамках рабочей группы по устойчивому развитию (SDWG) «Арктический продовольственный инновационный кластер». В рамках проекта разработан план по созданию инновационного продовольственного кластера, который должен отвечать текущим глобальным и региональным вызовам в области обеспечения продовольственной безопасности.

Существует ряд успешно завершенных проектов с участием Канады и России, которые были продлены на вторую фазу, и активно реализуются в настоящее время. Среди таковых — проект о культуре питания коренных народов «Молодежь коренных народов Арктики, изменение климата и культура питания».

Перспективы развития российско-канадского сотрудничества

Сотрудничество России и Канады в значительной степени осложнено пакетами санкций против российских физических и юридических лиц, наложенными властями Канады. Тем не менее, именно Арктический регион имеет потенциал развития в качестве основной точки укрепления сотрудничества между двумя государствами.

В докладе отмечается, что основной площадкой развития сотрудничества России и Канады в области устойчивого развития в Арктике останутся рабочие группы в рамках Арктического совета. Однако существует весомый потенциал развития отношений в двустороннем формате по множеству вопросов, в частности по следующим направлениям:

  • Улучшение качества жизни коренных малочисленных народов севера

Россия и Канада совместно работают над проектами по защите прав коренных народов, которые реализуются в рамках многосторонних форматов сотрудничества. Например, они участвуют в проекте «Молодежь коренных народов Арктики, изменение климата и культура питания», в рамках Рабочей группы по устойчивому развитию Арктического совета (Sustainable Development Working Group, SDWG). Стоит ожидать продолжения сотрудничества в этом направлении.

  • Повышение доступа к здравоохранению и медикаментам

Сфера северного здравоохранения представляет собой потенциальную область активного сотрудничества, как в двусторонних межправительственных форматах, так и в многосторонних и негосударственных форматах, в частности на площадке Международного союза циркумполярного здравоохранения.

  • Развитие образования и науки, исследований Арктики

Перспективным представляется дальнейшее развитие совместных исследовательских проектов, в том числе осуществление научного обмена (обеспечение научной мобильности кадров). В частности, полезным может быть сотрудничество по продвижению языков коренных малочисленных народов севера, по языковым обменам между жителями канадской и российской Арктики, в том числе с применением онлайн-технологий.

  • Защита окружающей среды и управление климатическими рисками

Канада и Россия имеют потенциал для объединения усилий с целью осуществления мер по предотвращению и контролю загрязнений арктической морской среды деятельностью на суше и в море, что также тесно связано с развитием систем мониторинга состояния окружающей среды.

  • Развитие устойчивого туризма

Целесообразным видится запуск совместных туристических программ, предусматривающих путешествия в российскую и канадскую Арктику.

  • Разрешение вопросов свободы судоходства в Северном Ледовитом океане и определение территориальных границ в Арктике

Представляется возможным развитие сотрудничества по вопросу объединения усилий для отстаивания новых условий судоходства в рамках Северного морского пути (СМП) и части Северо-Западного прохода, пролегающего через Канадский арктический архипелаг, на международном уровне, что принесет выгоды для России и Канады.

  • Сотрудничество на уровне арктических регионов России и Канады

Согласно мнению российских и канадских участников конференции по Российско-канадскому сотрудничеству в области устойчивого развития Арктики, перспективным представляется развитие сотрудничества на уровне регионов России и Канады. Так, Салехард и Мурманск могли бы найти себе побратимов среди канадских городов. Особенно необходимо и возможно развитие побратимских связей Мурманска и Сент-Джонса, которые объединяет история северных конвоев периода Второй мировой войны. Возможно развитие связей с такими канадскими городами, как Икалуит, Форт Мак-Мюррей — города, которые близки к российским арктическим территориям по своей географии, экономическому укладу и истории.

  • Обмен информацией и данными

Ключевым вопросом развития российско-канадского сотрудничества в Арктике является вопрос обмена научной информацией, а также данными, связанными с климатическими изменениями в Арктике. В частности, существует проблема невозможности обмена данными в текущих политических условиях, что серьезно снижает эффективность принятия решений в области устойчивого развития Арктического региона.

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Арктика, Устойчивое развитие, Окружающая среда, Туризм, Культура, Здравоохранение, Предпринимательство, посвященными вопросам устойчивого развития Арктики.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
27 декабря 2022
Влияние инвестпроектов на социально-экономическое развитие Арктики

Рассмотрены стратегические документы по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ. Определена роль системообразующих проектов, оказывающих влияние на развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, социальной сферы, туризма в Арктике. Анализируется системный подход к освоению минерально-сырьевых ресурсов на основе межведомственного и межрегионального взаимодействия реального сектора экономики и органов власти.

Статьи
13 июня 2022
Экономический рывок

Говорят, что если бы не было кризисов, то их нужно было бы придумать. Согласиться с этим доводом могут лишь те, кто знает, как не спасовать, а переформатировать имеющиеся ресурсы и извлечь из кризиса максимум пользы, открыв для себя новые горизонты для развития. Изменение мирового порядка, происходящее сегодня, влечет за собой многослойные процессы преобразований и адаптации. Их можно увидеть на примере регионов, которым удается умело формировать новые точки роста. Одним из передовиков этого направления стала рязанская область. Руководство региона трактует сложившуюся ситуацию как прямую возможность для экономического рывка. И не только утверждает это, но и доказывает на практике.

Исследования
28 мая 2021
Вакцинация как фактор неравномерного восстановления

В исследовании, подготовленном экспертами АКРА, рассматривается влияние пандемии коронавируса на экономические показатели, а также зависимость между скоростью вакцинации населения и процессом восстановления экономики.

Статьи
3 апреля 2020
Выявление, разработка и поставки: целостный подход к управлению вспышками инфекционных заболеваний

Вспышка коронавируса является лишь последним из целого ряда тревожных сигналов для мирового сообщества здравоохранения за последние несколько десятилетий. Как и в предыдущих случаях, это патоген, который вызывает серьезные последствия и который, вероятно, инкубируется в природных условиях, инфицирует людей и перегружает системы здравоохранения, пока медицинское сообщество ищет способы его локализации. На момент написания настоящего доклада было зарегистрировано более 78 тыс. подтвержденных случаев заболевания COVID-19 и почти 2,5 тыс. случаев смертельного исхода.