Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Анализ исполнения бюджетов субъектов в 2021 году и бюджетные планы на 2022 год

Исследования
13 июня 2022

В докладе, подготовленном экспертами АКРА, проанализированы процессы исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в прошлом году, а также их бюджетные планы на 2022 год.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Большую часть роста доходов субъектов в 2021 году обеспечил налог на прибыль.

Совокупные доходы региональных неконсолидированных бюджетов в 2021 году выросли на 18% по сравнению с прошлым годом, при этом, весь прирост пришелся на налоговые и неналоговые доходы (ННД), которые увеличились на 29% по сравнению с 2020 годом. В докладе отмечается, что совокупные доходы снизились только в трех субъектах РФ. Так, в Республике Крым было зафиксировано уменьшение доходов на 6%, в Калининградской области на 2%, а в Чукотском автономном округе на 1%. При этом Чукотский автономный округ стал единственным, где произошло сокращение ННД на 10%. Авторы исследования уточняют, что основной вклад в рост ННД субъектов страны внесли поступления по налогу на прибыль, выросшие на 1,6 трлн рублей, или на 55%, по сравнению с прошлым годом. Их увеличение обеспечило 60% прироста ННД в 2021 году.


Эксперты отмечают, что при подсчетах стоит учитывать консервативное планирование — стандартную практику, которая также использовалась в 2020 году (когда поводов для оптимистичных прогнозов было мало) при планировании бюджета на 2021 год. Так, изначально запланированные совокупные доходы бюджетов оказались на 28% ниже, чем их итоговое исполнение, а некоторые субъекты очень существенно превысили планы по доходам — на 40% и более. Таким образом, на совокупный профицит бюджета в 2021 году оказали воздействие как рыночная конъюнктура, так и частичное восстановление экономики в прошлом году и эффект низкой базы 2020-го.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-natsionalnye-proekty-i-regiony-glavnye-voprosy-v-nachale-puti/search/#00:07:52.319

В 2022 году дефицит бюджета будет в основном покрыт с помощью источников, не приводящих к росту долга.

На 2022 год субъекты запланировали снижение совокупных доходов на 7% по сравнению с предыдущим годом (без учета Москвы — на 8%). При этом снижение будет наблюдаться как у ННД, так и у безвозмездных поступлений. Большинство субъектов, чьи ННД нетипично увеличились в прошлом году, прогнозируют их снижение в этом (например, Липецкая область — на 37%, а Тюменская, Курская и Вологодская области — на 32, 29 и 25% соответственно).

В субъектах полагают, что по итогам 2022 года совокупный дефицит бюджета составит 715 млрд рублей: лишь шесть субъектов запланировали исполнение бюджетов с профицитом, четыре субъекта планируют бездефицитный бюджет, остальные же 75 субъектов, с учетом Москвы, планируют завершить год с дефицитом в 1,1 трлн рублей. При этом 36 субъектов (из 66, завершивших прошлый год с профицитом) запланировали показатели дефицита, которые могли бы быть профинансированы лишь за счет собственной ликвидности, без привлечения заимствований (если бы профицит в полном объеме мог остаться на счетах субъекта). В исследовании отмечается, что более трети субъектов обеспечили себе в прошлом году существенный запас финансовой устойчивости. Таким образом, суммарно все субъекты (без учета Москвы) при финансировании дефицитов своих бюджетов в 2022 году планируют почти наполовину (на 44%) полагаться на источники, не приводящие к изменению размера долга, например на остатки на счетах. Еще треть составят банковские кредиты, а нетто-привлечение облигаций обеспечит субъектам покрытие лишь 18% дефицита.

Видео: https://roscongress.org/sessions/regionalnyy-byudzhet-potratit-nelzya-sekonomit/search/#00:34:42.560

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Бюджетное планирование, Институты развития и механизмы поддержки и Региональная политика, которые посвящены вопросам государственного управления и регионального развития.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
1 июля 2019
Открытость государства в России

Авторами доклада рассмотрена ретроспектива развития государственной открытости в России, предложен инструмент, позволяющий оценивать вклад отдельных органов власти в общую открытость государства — Рейтинг открытости, и представлены рекомендации по развитию инструментов открытости.


Исследования
17 августа 2018
Условия экспортной деятельности. Опрос экспортёров

В докладе Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации представлены условия для ведения экспортной деятельности в России и оценка существующих барьеров на основе опроса отечественных экспортёров.


Аналитические дайджесты
17 апреля 2019
Russia through a lens

Выпуск № 13 (IV квартал 2018 года) аналитического журнала Russia through a lens является частью мониторинга, осуществляемого Исследовательским центром «Делойт» в СНГ.


Исследования
1 августа 2017
Общероссийский и Дальневосточный рынок инфраструктурных проектов

Аналитический обзор «Общероссийский и дальневосточный рынок инфраструктурных проектов. Инвестиционные тренды 2016+» подготовлен исследовательской группой InfraONE специально для Восточного экономического форума.