Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Опорный материал для сессии ПМЭФ-2022 «Международное сотрудничество как залог устойчивого развития Арктики»

Исследования
16 июня 2022

Опорный материал для сессии ПМЭФ-2022 «Международное сотрудничество как залог устойчивого развития Арктики».

Материал подготовлен в рамках проекта ThinkArctic, реализуемого совместно Фондом Росконгресс, Центром комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и Аналитическим центром при Правительстве РФ. Проект ThinkArctic реализуется в рамках Программы председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах.

Международное сотрудничество в Арктике: институты и приоритеты устойчивого развития

В конце XX — начале XXI в. Арктика стала стратегически привлекательным регионом для множества стран из-за своего экономического потенциала: в нем заключены значительные запасы нефти и газа, рыбных ресурсов, а также страны заинтересованы в возможностях региона как транспортного коридора для международных перевозок. Изменение климата, а именно его последствия в виде потепления и таяния арктических льдов, с одной стороны, создали благоприятные условия для эксплуатации Арктики и ее транспортных путей, но, с другой стороны, стали причиной роста климатических рисков, борьба с которыми требует большего сплочения государств.

Многостороннее сотрудничество в арктическом регионе стало важной составляющей повестки международных отношений еще в XX в. Правовой режим Арктики закреплен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., которая устанавливает права арктических и неарктических государств в регионе. В 2008 г. арктические государства подтвердили приверженность установленным документом правилам (США, хоть и не ратифицировали Конвенцию ООН, не раз подчеркивали, что в своих действиях следуют установленным ею правилам), которые не требуют заключения нового рамочного международного соглашения, и подписали Илулиссатскую декларацию, которая закрепляет их намерение равноправно сотрудничать для решения различных проблем региона, в том числе для уменьшения экологических рисков и координации спасательных операций. Другой важной составляющей правового режима Арктики являются двусторонние соглашения, регулирующие вопросы разграничения исключительных экономических зон (ИЭЗ) прибрежных стран. Помимо этого, международное сотрудничество в регионе укрепляется в рамках многосторонних институтов. На настоящий момент арктические государства взаимодействуют по вопросам региона в рамках множества многосторонних платформ, таких как Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Северное измерение, Северный форум, Международный арктический научный комитет, Университет Арктики, форум «Арктика — территория диалога» и др.). Платформы отличаются друг от друга по составу и полномочиям. Ключевыми форматами международного сотрудничества являются Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона.

Политика России в области устойчивого развития в Арктике

Арктический регион имеет важное значение для российской экономики, поскольку в нем сосредоточены значительные запасы природных ресурсов. Кроме того, важность региона определяется расположением в нем объектов стратегических сил сдерживания, а также проживанием на его территории малочисленных народов. Основные угрозы, препятствующие развитию Арктики, включают в себя изменение климата, снижение прироста населения, миграционный отток, низкий уровень качества жизни и развития транспортной инфраструктуры. Также отмечается сравнительно низкая конкурентоспособность субъектов предпринимательской деятельности России, несоответствие системы образования запросам экономики и социальной сферы, отставание сроков развития инфраструктуры Северного морского пути, отсутствие системы экстренной эвакуации и оказания медицинской помощи членам экипажей морских судов, низкий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, высокая доля локальной генерации электроэнергии на основе использования экономически неэффективного и экологически небезопасного дизельного топлива, рост конфликтного потенциала в Арктике.

С учетом всех вызовов, связанных с развитием Арктической зоны и обеспечением национальной безопасности, в 2019 г. была реорганизована система государственного управления: утвержден новый состав Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и расширены ее полномочия, образовано министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, принято решение о расширение компетенций институтов развития Дальнего Востока на Арктическую зону.

План развития Арктической зоны Российской Федерации можно разделить на несколько направлений: развитие социальной сферы, экономики, инфраструктуры, науки и технологий, международного сотрудничества, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, обеспечение защиты населения и территорий Арктической зоны от чрезвычайных ситуаций, обеспечение общественной безопасности и обеспечение военной безопасности.

Международные инициативы и проекты в области устойчивого развития в Арктике

За последние десятилетия международное сотрудничество в Арктическом регионе в сфере устойчивого развития становится все более интенсифицированным, появляются масштабные двусторонние и многосторонние инициативы и проекты, активной участницей которых выступает Российская Федерация. В качестве приоритетных направлений совместной деятельности в Арктике, которые в том числе отмечаются в национальных арктических стратегиях государств, можно выделить: защиту окружающей среды и борьбу с изменением климата, развитие транспорта и логистики, энергетику, науку и образование, поддержку населения и особенно коренных малочисленных народов Арктики, устойчивый туризм.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
8 ноября 2022
Всемирный потоп на энергорынке. Второе похищение Европы

Доклад Главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть» И.И. Сечина «Всемирный потоп на энергорынке. Второе похищение Европы» на Специальной сессии XV Веронского Евразийского экономического форума.


Исследования
17 мая 2017
Проблема импортозамещения в отраслях ТЭК и смежных сферах

Аналитический Центр при Правительстве Российской Федерации провёл опрос среди компаний-производителей оборудования и продукции ТЭК, направленный на выявление основных проблем и тенденций в реализации государственной политики импортозамещения в сфере ТЭК.

Исследования
16 января 2017
Новый взгляд на энергию 2017: ускорение глобальных изменений в энергетической сфере

В 2015 году международное сообщество выработало тексты Парижского Соглашения и Повестки в области устойчивого развития до 2030 года, а также ее 17 целей. Успех реализации соответствующих документов, однако, в значительной мере будет зависеть от развития индустрии получения энергии из возобновляемых источников. Данное издание приводит факты и компетентное изложение будущих изменений и того, как возобновляемая энергия будет производиться и использоваться.

Исследования
30 декабря 2019
Закисление Северного Ледовитого океана: оценка AMAP (2018 г.)

В данном докладе представлены результаты второго оценочного исследования, проведённого Рабочей группой по реализации Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) в 2018 году и дополняющего более ранние исследования AMAP касательно воздействия климатических изменений на экосистемы и население Арктики.