Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Роль азиатских стран в развитии международной кооперации в Арктике в условиях новых геополитических реалий

Экспертное мнение
29 декабря 2022
Роль азиатских стран в развитии международной кооперации в Арктике в условиях новых геополитических реалий
Дата выхода
29.12.2022
Авторы
Стрельникова Ирина

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2022 «Восточное измерение международной кооперации в Арктике».

Автор: Стрельникова Ирина Александровна, кандидат юридических наук, доцент, эксперт Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Положение азиатских стран и их роль в развитии Арктики в настоящее время претерпевает комплексную трансформацию, которая заключается в качественном повышении роли этих стран в делах этого региона. На трансформацию положения восточных стран в рамках арктической подсистемы международных отношений оказывают несколько объективных факторов:

1. Глобальное изменение климата;
2. Активное развитие новых центров экономической и политической силы в Восточной Азии, и перетекание экономического и политического потенциала из Западного полушария в Восточное;
3. Рост международно-политической напряженности, связанный с как раз с процессом перетекания силового потенциала из Запада на Восток и сопряженных с этим процессом кризисных явлений.

Следует подробнее остановиться на каждом из описанных выше явлений. Во-первых, процессы глобального изменения климата оказывают непосредственное влияние на благосостояние жителей стран Восточной Азии. При этом Арктический регион играет ключевую роль в этих процессах. В Арктике сосредоточено большое количество льдов, таяние которых приводит к повышению уровня мирового океана, изменяя природно-климатические условия по всему миру. Во-вторых, азиатские страны являются одними из крупнейших эмитентов парниковых газов, которые как раз и оказывают непосредственное воздействие на глобальные процессы изменения климата.

В свою очередь, развитие новых центров экономической и политической силы приводит к тому, что восточноазиатские страны начинают все больше и больше обращать внимание на арктической регион, в силу его значительного экономического потенциала. Для большинства азиатских стран Арктика интересна как территория, на которой, во-первых, сосредоточено большое количество полезных ископаемых, во-вторых, Арктика является наиболее коротким транспортным маршрутом, соединяющим Европу и Азию. В этих условиях повышается и конфликтный потенциал арктического региона. Можно определить две ключевые оси, по которым развиваются противоречия в регионе. Во-первых, существуют традиционные противоречия между арктическими и неарктическими странами. Неарктические государства стремятся расширить свое влияние в регионе, тогда как арктические державы заинтересованы в большей степени в сохранении своего особого статуса и суверенитета над территориями.

Во-вторых, в последние годы углубляется конфликт между коллективными Западом и коллективными не-Западом, который носит глобальный характер и, в том числе, оказывает влияние и на арктический регион.

В результате возникает довольно сложная проблема. Учитывая важность глобальных процессов, протекающих в Арктике, а также значительный экономический и политический потенциал как арктических стран, так и восточных нерактических держав, устойчивое развитие Арктики невозможно без совместных действий всех заинтересованных лиц, несмотря на весь комплекс имеющихся противоречий.

Таким образом, главной задачей становится вовлечение неарктических азиатских стран в международное управление арктическим регионом. Основным инструментом в данном случае являются многосторонние международные институты управления Арктикой. Следует отметить в данном контексте подписанный в 2018 г. Договор о запрете вылова рыбы в Центральной части Северного Ледовитого океана, к которому наравне с традиционными арктическими державами присоединились также некоторые азиатские страны. В настоящее время, конечно, рыбный промысл этом районе Северного Ледовитого океана практически невозможен по природно-климатическим обстоятельствам. Таким образом, подписание этого договора носит по большей части символический характер. С другой стороны, этот договор стал позитивным прецедентом участия неарктических стран в международном управлении регионом через подписание юридически обязывающих международных соглашений.

Тем не менее, возможности для многостороннего управления арктическим регионом в настоящее время оказались серьезно сокращены. Например, западные страны взяли «паузу» в участии в работе Арктического совета и Совета Баренцева Евро/Арктического региона. Более того, в рамках арктического региона наблюдается рост недоверия и «блокового мышления» по линии Россия-НАТО. Очевидно, что в этих условиях активно развивается сотрудничество с Китаем, которое также содержит в себе определенные вызовы для России. Дело в том, что в текущих международно-политических обстоятельствах сформировалась диспропорция в российско-китайских отношениях в Арктике. Китай пока что сохраняет возможности взаимодействия с другими арктическими странами, тогда как для России возможности международного сотрудничества в регионе в основном ограничены Китаем. Несмотря на то, что Китай является крайне важным партнером России в области обеспечения устойчивого развития Арктики, углубление сотрудничества не должно сопровождаться серьезными уступками со стороны России. Вместе с этим, важной задачей стало бы формулирование общей повестки для всей Арктики на основе российско-китайского взаимодействия. Для этого необходимо, чтобы российско-китайское сотрудничество могло послужить примером, как в сфере глубины взаимодействия, так и в сфере экологической и социальной ответственности и соответствии Целям устойчивого развития ООН. В этом случае развитие российско-китайского партнерства могло поспособствовать восстановлению связей России с другими арктическими странами.

Другим важным направлением развития сотрудничества с азиатскими неарктическими странами является развитие контактов на уровне научных и экспертных сообществ. Именно в ходе такого рода взаимодействия следует формулировать возможные форматы сотрудничества, составлять предложения по совместным проектам. Как уже было отмечено выше, существуют определенные противоречия в отношении к Арктике между арктическими и неарктическими странами. В ходе экспертных обсуждений и дискуссий возможно согласование интересов этих разных групп таким образом, чтобы направление развития арктического сотрудничество удовлетворяло интересам всех заинтересованных групп.

Важно обратить внимание, что в области научного взаимодействия с неарктическими странами в настоящее время существует ряд противоречий. Одна из основных проблем заключается в том, что развитие арктических исследований зачастую используется как попытка закрепиться в арктическом регионе, приобрести репутационный и информационный капитал. Основное противоречие, которое связано с таким подходом, заключается в том, что арктические исследования развиваются как еще одна сфера «соперничества» между различными странами, однако, комплекс арктическим проблем настолько сложен, что требует совместных действий, в том числе и в исследовательской сфере. Для разрешения этого противоречия следует активнее развивать многосторонние научно-исследовательские проекты с участием ученых из восточных стран. В конечном счете следует стремиться к созданию комплексного международного режима по развитию научных исследований в Арктике, такого как Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества в Арктике 2018 г., с участием восточных стран. В результате дух «соперничества», связанный с развитием арктической науки, сможет трансформироваться в многостороннее и взаимовыгодное сотрудничество арктических и неарктических держав в научно-исследовательской сфере. В свою очередь, развитие контактов на уровне экспертов и ученых может поспособствовать восстановлению взаимодействия в других областях.


Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
21 августа 2020
Управление морскими ресурсами в Северном Ледовитом океане
В докладе РСМД рассматриваются текущие инициативы по совершенствованию системы управления морскими ресурсами в Арктике, а также предлагаются практические рекомендации по выстраиванию более эффективной системы управления морскими ресурсами центральной части Северного Ледовитого океана.
Исследования
11 апреля 2018
Международное экономическое сотрудничество в новых реалиях

К мероприятиям ежегодной Недели российского бизнеса РСПП 5-9 февраля 2018 г. опубликован специальный выпуск «Новостей АТР». Тема выпуска: «Международное экономическое сотрудничество в новых реалиях».


Исследования
2 октября 2017
Россия онлайн: четыре приоритета для прорыва в цифровой экономике

Сегодня все участники экономической системы признают неизбежность цифровой трансформации. Это обуславливается как новыми возможностями, так и рисками, которые может повлечь за собой отказ от цифровизации. Сюда относятся ликвидация и создание рабочих мест, удержание талантов, поддержка цифровых компаний-«чемпионов» и, как следствие, рост ВВП.

Экспертное мнение
5 октября 2021
Энергоэффективное торможение или технологическое отставание?

По мере того, как мир выходит из пандемии, переосмысление мобильности становится приоритетом для повышения устойчивости стран и создания условий для более экологичного и инклюзивного восстановления. Сейчас все страны на себе ощутили необходимость в значительных изменениях и трансформации транспортной системы, которая направлена на то, чтобы эффективно вывести транспортную отрасль в новую, полностью устойчивую эпоху.