Эксперты Global Education Futures (GEF) и WorldSkills Russia (WS) в своём докладе решили определить ключевые тренды, которые определяют образ рабочего места в XXI веке. Среди них были выделены четыре группы трендов: технологические (цифровизация всех сфер жизни, автоматизация и роботизация), техно-социальные (глобализация, экологизация), социальные (демографические изменения, становление сетевого общества) и, наконец, метатренд возрастающая скорость всех перечисленных изменений. Влияние данных трендов будет проявляться на разных уровнях: от отдельного рабочего места человека до внешней среды, всего класса потребителей.
В промышленном секторе экономики будущего автоматизация, цифровизация и роботизация приведут к созданию киберфизических систем массового производства с минимальным участием человека. Трендами в сфере услуг будут выступать автоматизация в области массовых сервисов, беспилотная логистика и глобализация развлечений, а в секторе экономики знаний гибридный интеллект, открытость науки и развитие новых управленческих компетенций. Распространение блокчейн-технологий и нейронных сетей позволит избавиться от посредников в большинстве сфер человеческой деятельности. В условиях нарастающей цифровизации и автоматизации, которые затронут все секторы экономики, будут востребованы услуги, в которых клиент получает настоящий живой контакт с человеком (человекоориентированный сервис), а при изобилии стандартных товаров будет расти спрос на кастомизацию стандартизированных продуктов. Причём в производстве кастомизированной продукции человеческий труд будет востребован более всего.
Будут возникать новые сферы деятельности, ориентированные на реализацию творческого потенциала человека, они будут требовать навыков, которые не были нужны при выполнении рутинных физических или интеллектуальных задач. Среди базовых навыков, которыми должен будет обладать работник в XXI веке, эксперты GEF и WS отметили умение справляться с информационной перегрузкой и управлять сложной техникой, эмоциональную и цифровую грамотность, творчество и креативность, кросскультурность и способность к самообучению. Авторы предлагают пересмотреть саму модель навыков и уйти от их разделения на жёсткие и мягкие, а рассматривать новую модель, включающую контекстные (узкоспециальные; например, программирование на конкретном языке), кроссконтекстные (общие; например, навыки работы в команде) и экзистенциальные навыки (например, сила воли, саморазвитие).
Проблема, которую предстоит решать, не ограничивается определением нового набора навыков или обновлением передаваемых знаний. Нельзя научить людей креативности, предоставляя им стандартные задачи, или научить людей эмпатии и эмоциональному интеллекту, избавляясь от эмоций в образовательном процессе. Как итог, для достижения целей, озвученных в докладе, экономическая и социальная трансформация будет требовать пересмотра всей логики образовательной модели.
Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.