Цифровизация экономики потенциально влияет на большинство общепризнанных параметров качества жизни людей; в России же, при достаточно стабильном положении в рейтинге стран мира по первичной цифровизации (наличие, качество и доступность инфраструктуры), ситуация по уровню вторичной цифровизации (интенсивность и навыки использования существующей инфраструктуры, характер используемых сервисов наличие «цифровых компетенций») не столь однозначна. Анализ распространения цифровых услуг в малых и средних городах представляет особую актуальность для формирования цифровой экономики в связи с тем, что в них проживает треть городского населения страны. При этом недостаточно развивать только инфраструктуру, не менее важную роль играет формирование экосистемы и культуры использования имеющихся технологий формирование «цифровых компетенций» пользователей сети.
Согласно выводам исследования Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского (ВШУ) НИУ ВШЭ и Яндекс.Такси, в малых населённых пунктах интернет преимущественно используется для общения, в то время как жители крупных городов, помимо соцсетей и мессенджеров, используют интернет для совершения покупок, проведения финансовых операций и получения услуг. Различие в использовании цифровых сервисов в малых и крупных городах хорошо иллюстрируется практикой покупок через интернет. Также значительно различается частота использования государственных и муниципальных онлайн-услуг: доля горожан, получающих такие услуги через интернет, отличается почти на 20 процентных пунктов в малых городах и городах-миллионниках. Эксперты ВШУ объясняют эту особенность не различиями в умении пользоваться сетью, а отсутствием у жителей малых и средних городов привычки к подобного рода действиям.
Отличительной чертой малых городов является низкое проникновение локальных цифровых сервисов (доставка на дом, заказ еды, онлайн-покупки в местных магазинах, покупка билетов на местные мероприятия, онлайн-заказ такси и др.), которые предполагают получение услуги по месту нахождения клиента, а соответственно, требуют локальных исполнителей и соответствующей инфраструктуры.
Эксперты ВШУ выделяют отдельные стадии процесса цифровизации городов. На первом этапе происходит появление информационных сервисов и сервисов онлайн-заказа такси, то есть создание базовой цифровой инфраструктуры в городе, включая информацию о локальных организациях и сервисах, их времени работы. Затем в населённые пункты приходят сервисы по доставке товаров, способствуя дальнейшей интеграции этих городов в систему расселения. Наконец, на третьем этапе развиваются сервисы по доставке услуг (в частности, заказ еды), что свидетельствует о сломе традиционных паттернов и переходе жителей на иной уровень потребления городского пространства. Таким образом, наличие цифровой основы и включённость населённого пункта в систему расселения создает условия для прихода в город новых локальных онлайн-сервисов и услуг и его перехода на следующий этап цифровизации.
Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.