Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Отчёт о глобальной конкурентоспособности – 2019

Исследования
9 декабря 2019

Индекс глобальной конкурентоспособности 4.0 (GCI 4.0)


Оценка эффективности 141 мировой экономики осуществляется на основании Индекса глобальной конкурентоспособности 4.0 (GCI 4.0), который отражает их способность составлять конкуренцию другим странам в условиях Четвёртой промышленной революции. Рассматриваются 12 наиболее важных составляющих долгосрочного роста: качество институтов, состояние инфраструктуры, проникновение IT и современных коммуникаций, макроэкономическая стабильность, потребительский рынок, рынок труда, финансовая система, размер внутреннего рынка, состояние здоровья населения, образование и навыки людей, динамика развития бизнеса и способность к инновациям. Каждой мировой экономике присваивается GCI 4.0 по шкале от 0 до 100, где 100 представляет идеальное состояние, когда рассматриваемые факторы перестают быть препятствиями для роста производительности.

Сингапур обладает наивысшим среди всех рассматриваемых экономик значением показателя GCI 4.0 (84,8 баллов из 100). Среди стран G20 в первую десятку вошли США (2-я позиция), Япония (6), Германия (7) и Великобритания (9), но все они продемонстрировали снижение конкурентоспособности. Из стран с развитой экономикой только Корея (13), Франция (15) и Италия (30) улучшили свой результат в этом году. Среди стран БРИКС лучшим в рейтинге является Китай (28), опережая Россию (43), ЮАР (60), Индию (68) и Бразилию (71).


На основе анализа собранных данных в докладе приводятся ключевые факторы экономического роста, который по-прежнему имеет решающее значение для повышения уровня жизни. Кроме того, в специальной тематической главе доклада рассматривается взаимосвязь между конкурентоспособностью, совместным процветанием и экологической устойчивостью. В докладе показано, что одновременное достижение трёх целей — роста конкурентоспособности, создания более справедливого общества и перехода к экологически устойчивой системе — не подразумевает необходимость идти на уступки. Однако для этого требуется комплексный, упреждающий подход, рассчитанный на долгосрочную перспективу. В докладе рассматриваются новые и многообещающие «беспроигрышные» варианты экономической политики для достижения трёх целей.

Меры экономической политики для повышения производительности


Эксперты Всемирного экономического форума отмечают, что мировая экономика плохо подготовлена к возможному спаду деловой активности, поскольку прошедшее десятилетие было «потеряно» в плане принятия мер для повышения производительности. Средний показатель GCI 4.0 по всем исследованным странам составляет 60,7 баллов, что означает, что до идеального состояния недостаёт почти 40 баллов. Страны с развитой экономикой неизменно демонстрируют лучшие результаты, чем остальной мир, но в целом они всё ещё отстают от идеального состояния на 30 баллов.

Лица, ответственные за выработку экономической политики государств, должны развивать не только денежно-кредитную политику, но и другие виды экономических стратегий, инвестиции и стимулы для оживления роста производительности. Стимулирующее воздействие на инвестиции видится авторам доклада в качестве надлежащей меры для возобновления роста в стагнирующих странах с развитой экономикой. Поиск баланса между технологической интеграцией и инвестициями в человеческий капитал будет иметь решающее значение для повышения производительности. Данные на основе GCI 4.0 показывают, что в некоторых странах, обладающих значительными инновационными и технологическими возможностями (Южная Корея, Италия, Франция, Япония), недостаточное развитие трудовых ресурсов может увеличить риск негативных социальных последствий. Развивающиеся страны с растущим инновационным потенциалом, такие как Китай, Индия и Бразилия, также должны лучше сбалансировать технологическую интеграцию и инвестиции в человеческий капитал.

Авторы доклада приходят к выводу о том, что меры экономической политики должны быть направлены на обращение к факторам, которые могут привести к повышению производительности при одновременном сокращении экономического неравенства. Сюда они относят следующие четыре перспективных области: укрепление равенства возможностей, содействие честной конкуренции, совершенствование системы налогообложения и системы социальной защиты, а также содействие повышению конкурентоспособности инвестиций.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
30 марта 2021
Отношения России со странами Прибалтики. Мнение эксперта

Фонд Росконгресс провел онлайн-опрос «Россия — Прибалтика: перспективы взаимоотношений». Николай Маратович Межевич, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института Европы РАН, президент Ассоциации прибалтийских исследований, поделился своим экспертным мнением по результатам опроса и по перспективам развития взаимоотношений России со странами Прибалтики.

Исследования
13 мая 2021
Доклад о глобальных рисках — 2021

В исследовании Всемирного экономического форума проведен анализ рисков, связанных с социальными переломами, а также дана оценка способности мирового сообщества находить решения для глобальных вопросов, требующих социальной сплоченности и глобального сотрудничества. Доклад также рассматривает риски, появившиеся в связи с пандемией COVID-19.


Исследования
23 сентября 2017
Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире

Новый взгляд на Повестку дня в области устойчивого развития 2030 призывает страны и заинтересованные стороны работать вместе в сфере борьбы с голодом и предотвращении всех форм недоедания. Успешная реализация указанных направлений возможна лишь в том случае, если сельское хозяйство и продовольственная система станут устойчивыми, поставки продовольствия стабильными, а все люди будут иметь реальный доступ к питанию. Этим вопросам посвящен соответствующий отчет.

Экспертное мнение
27 декабря 2022
Сотрудничество ради устойчивого развития Арктики: возможно ли оно в новых геополитических реалиях и с кем?

Анализируются вызовы, возможности и перспективы международного сотрудничества в Арктике в условиях новых геополитических реалий; рассматриваются оптимальные направления для международного сотрудничества и наиболее перспективные международные акторы, способные занять место арктических стран, приостановивших сотрудничество с Российской Федерацией в Арктическом регионе.