Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Коронавирус и FMCG-тренды в России: новая реальность и новые возможности

Исследования
8 мая 2020

В данном исследовании эксперты Nielsen описали влияние пандемии COVID-19 на рынок FMCG, представили актуальные данные о продажах основных категорий товаров и о трендах рынка, а также рассказали об изменениях потребительского поведения в разных странах в зависимости от этапа развития кризиса.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведённых Фондом.

1. На фоне пандемии COVID-19 в разных странах произошли изменения в траектории развития потребительского рынка, в частности сформировались группы товаров — лидеров покупательского спроса

Эпидемия коронавируса в мире стала триггером изменений во многих аспектах жизни потребителей и областях бизнеса. Запущенные экономические и социальные процессы оказывают сильнейшее влияние и на траекторию развития рынков ритейла и FMCG (товаров повседневного спроса) в России и мире.

Проанализировав ключевые тенденции по продуктам, категориям и рынкам с использованием информации о продажах и причинно-следственных связях, эксперты Nielsen выделили категории товаров, продажи которых растут на фоне пандемии быстрее всего.

Весной 2020 года людям пришлось поменять свои покупательские привычки, сменились причины для похода в магазин и набор приобретаемых товаров. В первую очередь среди потребностей, появившихся из-за пандемии и всеобщей изоляции, выделяют закупку товаров впрок. При этом для большинства стран на первый план выходят товары из категории средств личной гигиены (санитайзеры, маски для лица, туалетная бумага), а также продукты длительного хранения (крупы, мука и консервы).

Трёхзначные темпы роста определённых групп товаров, как в случае с увеличением спроса на санитайзеры в Великобритании на 746%, дополнительно нагружают производителей и поставщиков товаров.

Поэтому пандемия коронавируса в 2020 году — это ещё и тест на прочность как для производителей товаров растущих категорий, так и для поставщиков этих товаров, который заключается в необходимости произвести нужные объёмы продукции и проверить цепочки поставок.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-umnoe-regulirovanie-potrebitelskogo-rynka/search/#00:19:51.200

2. По мере развития пандемии коронавируса выделяются шесть стадий изменения покупательского поведения

Эксперты Nielsen разработали специализированную методологию, в соответствии с которой покупательское поведение делится на шесть стадий, через которые проходят люди по мере развития вируса. Государства отнесены к той или иной стадии на основании смены основных маркеров эпидемии (количество заболевших, количество жертв, введение карантина).

Первая стадия — осознанная покупка товаров для здоровья (единичные случаи COVID-19, завезённые извне) характеризуется повышением интереса к продуктам для общего поддержания здоровья и иммунитета.

Вторая стадия — реактивная стадия заботы о здоровье (первые случаи локального заражения, первые жертвы) характеризуется вниманием к товарам для сдерживания вируса и защиты здоровья, например маскам для лица.

Третья стадия — закупка впрок (многочисленные случаи заражения внутри страны и летального исхода) характеризуется закупкой продуктов с длительным сроком хранения и товаров для здоровья; всплеск посещения магазинов; рост объёма корзины.

Четвертая стадия — подготовка к карантину (ограниченные чрезвычайные действия из-за эпидемии, количество заболевших увеличивается) характеризуется увеличением онлайн-продаж, сокращением посещения магазинов, отсутствием товаров на полках магазинов, сложностями в цепочке поставок.

Пятая стадия — карантин (массовые случаи заражения, введение карантина) характеризуется строго ограниченными походами в магазин, взрывным ростом онлайн-продаж, ростом цен в связи с дефицитом товаров.

Шестая стадия — привычная жизнь по-новому (отмена карантина и возвращение к нормальной жизни) характеризуется возвращением к привычной жизни, но с усиленной заботой о здоровье и гигиене; сдвиг в сторону онлайн-канала.

В последнюю неделю марта российские потребители вступили в третью стадию покупательского поведения — начали закупать товары впрок. Ещё в начале марта на первые места в потребительской корзине вышли гречка, рис и сахар —

эти товары покупали больше, чем в обычное время, на 66%, 64% и 56% соответственно. При этом эксперты Nielsen отмечают, что изменения в продажах и аномальный рост некоторых товарных категорий в ближайшее время продолжатся.

В офлайн-торговле прослеживается следующая тенденция: чем больше формат, тем больше перелом в продажах. Так, рост продаж в минимаркетах (с 9 по 15 марта) зафиксирован на отметке в 27,2%, а рост продаж в гипермаркетах — только на 8,8%. При этом темпы роста онлайн-продаж превышают 100% на протяжении первых двух недель марта.

Видео: https://roscongress.org/sessions/metamorfozy-rossiyskogo-potrebitelya-glazami-proizvoditeley/search/#00:52:07.936

3. Завершение кризиса: возможности для производителей и ритейлеров

Производители и ритейлеры должны уже сейчас начать подготовку к моменту вступления российских потребителей в шестую стадию покупательского поведения.

По возвращении к, казалось бы, привычной жизни покупатели сохранят некоторые новые привычки, приобретённые ими во время кризиса. Эксперты ожидают, что повышенный спрос на товары личной гигиены сохранится и после пандемии. Забота о чистоте и здоровье станет новой нормой и сохранится на достаточно длительный срок. В связи с этим производителям и ритейлерам стоит обратить внимание на возможности для увеличения продаж товаров в смежных категориях, стабилизацию спроса на товары и маркетинговую поддержку определённых групп товаров.

Тенденция к перемене покупательского поведения также сохранится. Даже по завершении карантина многие люди останутся работать из дома, в связи с чем ограничат походы в магазины и отдадут предпочтение закупке на онлайн-площадках. Кроме того, уже сейчас в России разрешена дистанционная продажа лекарств, а Минпромторг обсуждает возможность продажи алкоголя онлайн. Вследствие этого предприятиям в области электронной торговли стоит готовиться к повышенному спросу и уделить особое внимание развитию собственной инфраструктуры.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rh-2020-ottsy-i-deti-konflikt-pokoleniy-kak-vzglyad-na-esg-problematiku/search/#00:27:31.712

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещёнными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19 и СидимДомаЭкономика, посвящённых мерам реагирования на вспышку коронавируса и возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Аналитические дайджесты
2 апреля 2021
Российские синхронистки побеждают даже в ванной, рекорд стоимости спортивных медиаправ и что посмотреть на выходных

Фонд Росконгресс представляет дайджест новостей «Мировой спорт в условиях пандемии COVID-19» за период с 30 марта по 2 апреля.

Статьи
13 июня 2022
Тайна единорогов

Почему среди компаний с оценкой более $1 млрд в рейтингах много русских, но нет российских стартапов.

Статьи
22 января 2021
К счастью, Путин даёт нам свою вакцину

Ведущая итальянская газета «Либеро» опубликовала статью о необходимости российской вакцины «Спутник-V» для Европы.

Исследования
16 июля 2020
COVID-19 и сектор туризма

Международная организация труда (МОТ) представляет отраслевую справку о влиянии COVID-19 на сектор туризма. Несмотря на то, что индустрия туризма сильно страдает от мер, необходимых для сдерживания пандемии, отрасль еще может сыграть ключевую роль в оживлении мировой экономики после завершения кризиса.