Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Развитие инфраструктуры России: адаптация к современным вызовам

Экспертное мнение
5 октября 2021

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2021 «Инфраструктура со знаком качества. Как меняется взгляд инвесторов на проекты?».

Авторы:

Буренков Андрей Валерьевич, начальник управления имущественного комплекса Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Тодовянская Анастасия Владимировна, кандидат экономических наук, аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета 2016-2019 гг.; финансовый менеджер ООО «Оккервиль»

Дефицит инфраструктуры сегодня является глобальным феноменом — 29% населения мира, или 2.1 млрд. человек, не имеют доступа к безопасной питьевой воде, 13% жителей не имеют доступа к электричеству, 40% населения — доступа к экологически чистому топливу для бытовых нужд [1]. Согласно прогнозам Global Infrastructure Hub (далее — GIH), созданном для реализации программ устойчивого и инклюзивного развития инфраструктуры стран G20, в Мире к 2040 г. дефицит инфраструктурных инвестиций составит 15 трлн. долл. США [2]. Несмотря на сложности расчета экономической эффективности инвестиций в инфраструктурные проекты, подавляющее большинство исследований, направленных на изучение характера влияния инфраструктуры на экономический рост [3], раскрывают высокую степень их эффективности, как в развитых, так и развивающихся странах, при безусловном положительном влиянии на общественное благосостояние и качество жизни общества. Ставки рентабельности инфраструктурных проектов вариативны в разных случаях, при этом спилловер-эффекты обеспечивают трехкратный рост отдачи [4].

Однако ввиду капиталоемкости, комплексности и долгосрочности инфраструктурных проектов сложно реализовать все требуемые инфраструктурные проекты за счет бюджетных средств. В этой связи важной задачей перед любым государством, в том числе Россией, как подчеркнула Светлана Ячевская [5] (заместитель председателя, член правления, ВЭБ.РФ), является привлечение частных, а также международных, особенно институциональных, инвесторов, требования к инвестиционным проектам которых отличаются все большей комплексностью.

Развитие инфраструктуры России сегодня: переход на качественный уровень

Развитие инфраструктуры является одним из ключевых драйверов экономического роста и требует значительных инвестиций, чтобы удовлетворять постоянно растущий спрос населения на качественную инфраструктуру. Однако для привлечения финансирования из внешних источников, сегодня необходимы новые подходы к строительству и эксплуатации инфраструктурных объектов, учитывающие, наряду с экономической эффективностью, также расширенный спектр факторов социального характера и вопросов экологии. Все большую роль сегодня играют нефинансовые характеристики инвестиционных проектов, обеспечивающие их соответствие принципам устойчивого, инклюзивного развития, которые выражаются в стремлении реализовать переход к чистым источникам энергии, обеспечить электрификацию транспорта, повысить уровень национальной системы здравоохранения, как было освещено г-ном Салеха бин Маджид Аль-Хулаифи (исполняющий обязанности заместителя Министра по торговым вопросам, Министерство торговли и промышленности Государства Катар) на сессии ПМЭФ-2021 «Инфраструктура со знаком качества. Как меняется взгляд инвесторов на проекты?» [6].

В действительности, повестка устойчивого развития стала глобальным трендом и требует отражения Целей устойчивого развития ООН (далее — ЦУР) во всех сферах. В этой связи в России ВЭБ.РФ, Национальным Центром ГЧП и международной инжиниринговой компанией АИКОМ, при поддержке Минфина, была разработана система оценки инфраструктурных проектов IRIIS, в полной мере отражающая ЦУР ООН и Принципы качественных инфраструктурных инвестиций G20 (Принципы QII) [7]. IRIIS позволяет оценить качество проектов по направлениям «экономика и управление», «качество жизни», «экология и климат», максимально учитывающие требования международных финансовых институтов, деятельность которых сфокусирована на устранении инфраструктурного дисбаланса в мире.

Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры, предусмотренных Национальными проектами РФ, составляет 26 578 трлн. рублей, из которых наиболее капиталоемкую группу представляют комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (см. Рис. 1), и безопасные и качественные автомобильные дороги, которые аккумулируют свыше 46% всего объема требуемых инвестиций.

Рисунок 1. Структура инвестиций по направлениям развития инфраструктуры в РФ

Источник: Национальные проекты: структура и инвестиции. [Электронный ресурс] // Росинфра. URL: https://rosinfra.ru/digest/national (дата обращения: 10.06.2021).

Но, несмотря на положительную динамику инвестиционных потоков даже в 2020 г., как подчеркнул Илья Торосов (заместитель Министра экономического развития Российской Федерации), и прогнозному росту инвестиций в развитие инфраструктуры [8], доля частных инвестиций составляет лишь 1,7% (см. Рис. 2), что ниже общемирового показателя и указывает на необходимость проработки инструментария повышения инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов для частных инвесторов. Важным в данном аспекте представляется привлечение международных инвесторов, особенно институциональных, которые традиционно предъявляют повышенные требования к инвестиционным проектам.


Рисунок 2. Доля частных инвестиций в инфраструктурные проекты, 2020 г.

Источник: Инвестиции РФ и мира.

Environmental, Social, Governance: роль факторов в принятии инвестиционных решений

Сегодня уже нельзя недооценить роль качественных характеристик инвестиционных проектов, а именно ESG-факторов (экологические аспекты, социальное развитие и управленческие факторы [9]) в процессе принятия инвестиционных решений международными инвесторами. Исследования Ernst & Young [10], PricewaterhouseCoopers [11] и FTSE Russell [12] раскрывают усиливающуюся тенденцию роста роли ESG-факторов в системе оценки инвестиционных проектов: свыше 70% международных инвесторов используют ESG-скрининг на постоянной основе, подавляющее число институциональных инвесторов пересматривают стратегию в сторону снижения «углеродного следа» своих инвестиционных пакетов; в таких странах, как Канада, Австралия, Новая Зеландия доля устойчивых инвестиций составляла в 2018 г. более 50% профессионально управляемых активов [13].

Интегрируется такая система принятия инвестиционных решений и в отношении инфраструктурных проектов: объемы привлеченных средств в глобальные фонды, чья стратегия ориентирована на принципы ESG, по результатам 2020 г. выросли на 110% и составили 350 млрд. долл. США [14]. Таким образом, становится крайне важным при структурировании проектов, в рамках обеспечении их инвестиционной привлекательности на мировом рынке капиталов, учитывать весь спектр задач инклюзивного развития и ответственного инвестирования.

Инвестиционная привлекательность на международном уровне является емким понятием и, помимо «зеленой» повестки, также включает такие параметры, как государственная поддержка, риски фидуциарного и регуляторного содержания, развитость комплементарных отраслей, как подчеркнул Франсуа Бержер (исполнительный директор, Ассоциация долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (LTIIA)). В международной практике, ряд рисков нивелируется посредством доступности прозрачной, достоверной информации о состоянии и развитии национального рынка, а также его акторах: одним из атрибутов группы стран, лидирующих в объемах привлекаемых инвестиций на национальный рынок коммерческой недвижимости согласно The Global Real Estate Transparency Index, 2020 [15] является «прозрачность», реализуемая через инструменты государственного регулирования в отношении требования повсеместного раскрытия информации.

Несмотря на постоянную проработку инструментария развития инфраструктуры России со стороны регулятора и институтов развития с использованием лучших мировых практик, статистика говорит о недостаточной инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов для частного инвестора. Принимая во внимание повестку устойчивого развития, принципы G20 по инвестициям в качественную инфраструктуру, а также ESG-факторы, можно сформулировать следующие группы вопросов формирования качественной инфраструктуры, которые требуют постоянной адаптации к современным условиям развития (см. Рис. 3).


Рисунок 3. Элементы качественной инфраструктуры

Источники: G20 Principles for Quality Infrastructure Investment. [Электронный ресурс] // Ministry of Finance, Japan. URL: https://www.mof.go.jp/english/policy/international_policy/convention/g20/annex6_1.pdf (дата обращения: 11.06.2021); Руководство для начинающих...

При этом, обеспечение всех элементов качественной инфраструктуры требует институциональной поддержки, экспертизы, а также обеспечение прозрачности всего цикла реализации инфраструктурных проектов в России.


[1] Energy Access. [Электронный ресурс] // Our World in Data. URL: https://ourworldindata.org/energy-access (дата обращения: 10.06.2021).

[2] Infrastructure Outlook. [Электронный ресурс] // Global Infrastructure Hub. URL: https://outlook.gihub.org/(дата обращения: 10.06.2021).

[3] Välilä T. Infrastructure and growth: A survey of macro-econometric research // Structural Change and Economic Dynamics. — 53. — 2020; Pradhan R. P., Arvin M. B., Nair M. Urbanization, transportation infrastructure, ICT, and economic growth: A temporal causal analysis // Cities. — 115. — 2021; Khan H., Li U., Jiang J., AsifKhan M. Impact of infrastructure on economic growth in South Asia: Evidence from pooled mean group estimation // The Electricity Journal. — 33(5). — 2020; Nawaz S., Mangla I. U. The economic geography of infrastructure in Asia: The role of institutions and regional integration // Research in Transportation Economics. — 2021.

[4] Wu G. L., Feng Q., Wang Z. A structural estimation of the return to infrastructure investment in China // Journal of Development Economics. — 152. — 2021. [Электронный ресурс] // URL: https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2021.102672 (дата обращения: 07.06.2021).

[5] Инфраструктура со знаком качества. Как меняется взгляд инвесторов на проекты? [Электронный ресурс] // Росконгресс. 04.06.2021. URL: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-infrastruktura-so-znakom-kachestva-kak-menyaetsya-vzglyad-investorov-na-proekty/discussion/ (дата обращения: 10.06.2021).

[6] Там же.

[7] IRIIS. Система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов. [Электронный ресурс] // Росинфра. 04.09.2020. URL: https://rosinfra.ru/digest/documents/one?slug=iriis-sistema-ocenki-kacestva-i-sertifikacii-infrastrukturnyh-proektov (дата обращения: 10.06.2021).

[8] Инвестиции РФ и мира в развитие инфраструктуры. [Электронный ресурс] // Росинфра. URL: https://rosinfra.ru/digest/national(дата обращения: 10.06.2021).

[9] Руководство для начинающих по ответственному инвестированию в инфраструктуру. [Электронный ресурс] // ООН. 2018. URL: https://www.unpri.org/download?ac=11259 (дата обращения: 07.06.2021).

[10] EY Global Financial Accounting and Advisory Services (FAAS) corporate reporting survey, 2018. [Электронный ресурс] // Ernst & Young. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/en_gl/topics/assurance/assurance-pdfs/2018-EY-Global-Financial-Accounting-Advisory-Services-Corporate-Reporting-Survey.pdf (дата обращения: 11.06.2021).

[11] Global Private Equity Responsible Investment Survey 2021. Private equity’s ESG journey: From compliance to value creation. [Электронный ресурс] // PricewaterhouseCoopers. URL: https://www.pwc.com/gx/en/services/sustainability/publications/private-equity-and-the-responsible-investment-survey.html(дата обращения: 11.06.2021).

[12] ESG Ratings. [Электронный ресурс] // FTSE Russell. URL: https://www.ftserussell.com/data/sustainability-and-esg-data/esg-ratings (дата обращения: 11.06.2021).

[13] Global Sustainable Investment Review 2018. [Электронный ресурс] // Global Sustainable Investment Alliance. URL: http://www.gsi-alliance.org/wp-content/uploads/ 2019/03/GSIR_Review2018.3.28.pdf (дата обращения: 11.06.2021).

[14] Cumbo J. How green is your pension? Savers are offered a growing range of sustainable funds, but the choice is tricky. [Электронный ресурс] // Financial Times. 26.02.2021. URL: https://www.ft.com/greenpensions (дата обращения: 11.06.2021).

[15] Global Real Estate Transparency Index 2020. [Электронный ресурс] // JLL. 07.06.2020. URL: https://www.us.jll.com/en/trends-and-insights/research/2020-global-real-estate-transparency-index (дата обращения: 11.06.2021).



Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
10 сентября 2018
Перспективы развития мировой экономики, апрель 2018 года. Циклический подъём, структурные изменения

В новом докладе Международного Валютного Фонда представлен анализ текущего состояния мировой экономики, среднесрочный прогноз роста, факторы, влияющие на него, а также необходимые меры для сохранения темпов мирового экономического роста.


Статьи
3 июня 2019
Резервы китайской экономики внушают оптимизм

В 2018 году лидер КНР Си Цзиньпин принял приглашение Владимира Путина посетить Восточный экономический форум, в 2019 году — ПМЭФ. Укрепление отношений между Россией и Китаем особенно важно, учитывая масштабы их экономик и геополитический вес. Последние три десятилетия экономический рост Китая стал объектом первоочередного внимания. Любое снижение скорости эксперты склонны трактовать крайне драматически. Но китайские реалии вполне подходят под определение «аршином общим не измерить». Невозможно стандартизировать оценки страны с населением в 1,4 млрд человек, которая живет в другом историческом измерении и которая за 30 лет совершила прорыв в индустриальные и технологические лидеры.


Исследования
24 сентября 2020
Арктические стратегии: энергетика, безопасность, экология и климат
Коллектив рабочей группы «Энергия Арктики» Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО представляет первый том серии исследований «Энергия Арктики», посвященный анализу арктических стратегий государств, заявляющих о своих интересах в регионе.
Исследования
8 сентября 2016
Проблемы финансового обеспечения сферы образования

Бюллетень о состоянии российского образования (№ 9) посвящен оценке государственных расходов в сфере образования.