Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Пространственный каркас: возможно ли создать мегаагломерации в России?

17 июня 2022
Пространственный каркас: возможно ли создать мегаагломерации в России?

Ключевые выводы

Расширение границ агломераций в России в результате пандемии

«Постковидная реальность, IT, связь, „удаленка“ — все это расширило границы агломераций. Стало возможным жить подальше. <...> Есть видимые для экономики изменения в рынке труда, поэтому границы агломераций можем уточнить», — Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.

У России есть нереализованный потенциал в урбанизации

«За последние десять лет число проживающих в наших агломерациях увеличилось на 9% — в три раза быстрее, чем за последние 20 лет. В нашей высокоурбанизированной стране остаются возможности для ускоренного роста агломераций», — Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.

«Агломерациями могут быть уральская (объединить скоростными путями и другими формами Екатеринбург, Челябинск, возможно, Пермь и Тюмень), дальше поволжская (Казань, Самара, Ульяновск, сибирская — Новосибирск, Томск, Барнаул, Кемерово) и южная (Ростов-на-Дону и Краснодар). Это потенциально такие агломерации, там уже большая динамика», — председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин.

Переориентация на страны АТР ускорит развитие сибирских, восточных мегаагломераций

«Структурные изменения, которые сейчас идут и будут ускоряться, тоже дают новые шансы агломерациям. Явно новые возможности появляются у Дальнего Востока, Сибири. Сложнее, может быть, будет европейской части России, особенно Северо-Западу, который мощный транзит обслуживал», — Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.

«Почему это [мегаагломерации. — Ред.] стало еще актуальнее? Восточный вектор — там нужны эти центры, которые ближе к Азии. Они могут стать и логистическими центрами, и центрами поддержки нашей торговли и экономической связи с восточным миром», — председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин.

ПРОБЛЕМЫ

Отсутствие сбалансированной территориальной политики

«Московская агломерация, которая включает Москву, Московскую область и часть прилегающих областей, сегодня создает 26% российского ВВП, и эта доля все время растет, потому что агломерация очень динамичная. <...> Петербургская агломерация — это 6% ВВП. То есть два региона создают больше 30%. Дальше по стране все очень неравномерно распределяется. Если ничего не будем делать, их скорость будет опережать развитие других территорий», — председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин.

Люди покидают малые города

«У нас города, населенные пункты с населением свыше 100 тыс., прирастают. Все, что меньше, — убывает. Связано это, в первую очередь, с тем, что любой человек ищет более эффективное приложение своего труда. Любой город-миллионник в этом плане лучше», — заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«Наукограды — там, где сконцентрирован высокий научно-технический потенциал, лучшие кадры, — это может быть город небольшой от 5 тыс. до 100 тыс. человек, но вклад в экономику в страны и региона огромный. А эти города не могут отдельно подаваться к участию в нацпроектах в части социальных объектов, инфраструктуры, дорог. Что видим? Люди оттуда уезжают, потому что там нет возможности для семьи, детей. И мы теряем потенциал, он размывается», — генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева.

Регионам не хватает полномочий для развития мегаагломераций

«Мы сейчас на форум „Сильные идеи для нового времени“ отбираем проекты развития нашей страны, регионов с участием всех желающих — граждан, предпринимателей. У нас есть блок развития регионов. Там из трех тысяч инициатив и предложений около одной тысячи — это проекты, связанные с межрегиональной кооперацией и кооперацией между городами. Почему это сейчас у нас не развивается так, как могло бы? Потому что есть законодательные ограничения, есть ограничения в полномочиях, есть межбюджетные ограничения. Я уже не говорю про транспортно-логистическую инфраструктуру. Это, конечно, надо „расшивать“. В прошлом году Правительство Российской Федерации анонсировало принятие закона о городских агломерациях. Нужно определить, что такое агломерация, какие возможности и полномочия есть у субъектов России», — генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева.

«Нам требуется соответствующее регулирование и законы, они должны облегчить взаимное финансирование. Сейчас не каждый субъект может дать деньги другому субъекту на совместный проект», — председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин.

РЕШЕНИЯ

Железнодорожные сообщения между регионами позволят ускорить формирование мегаагломераций

«В стране может быть создано три-четыре дополнительных агломерации. Мы видим эту основу сегодня: если соединить скоростными путями несколько областных центров, это будет единая агломерация, подпитывающая друг друга. Там возникнет новая мобильность капитала, товаров, населения, научно-технологических разработок и больше выбора населению места работы. Эффективность от такого рода синергии выше», — председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин.

«Транспортные коридоры, которые схлопнут это расстояние, — это как раз то самое важное, что позволит усилить синергию и кооперацию между крупными городами и никуда не переезжать», — заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«Мы, кстати, с Челябинском запускаем „Ласточку“, и она будет идти по существующему маршруту. Да, он не прямой, но тем не менее, запустив „Ласточку“ внутри нашего региона — Нижний Тагил — Каменск-Уральский — Первоуральск, мы видим, насколько увеличилось сообщение, пассажиропоток, активность. <...> Мы обсуждали с моим коллегой Алексеем Текслером, прорабатываем возможности использования бюджетных инвестиционных кредитов из Фонда национального состояния, оцениваем риски, это недешевый проект», — губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

Концентрация мегаагломераций на отдельных отраслях усилит их экономику

«Говоря об агломерациях, важно закрепить соответствующую специализацию, соответствующую задачу. Это, наверное, задача уже федерального правительства: Министерства экономики, Министерства промышленности, с тем чтобы агломерации получили такую задачу и стали такими центрами роста», — заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«Важно дать возможности регионам, спросить у них, кто на что претендует. И пусть каждый регион скажет, в чем он будет специализироваться. <...> Мы должны дать набор инструментов, пусть будет конкуренция регионов», — Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.

«Почему должны ресурсы перераспределяться в крупные города, где и так все неплохо, а у нас много отстающих? <...> У нас есть классные точки роста в других регионах — добывающие сектора, транспортные проекты», — председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин.

«По поводу распределения каких-то производственных сил в той или иной агломерации — я выступаю действительно за распределение. У нас у каждой агломерации и у каждого региона есть свои компетенции, которые надо развивать, безусловно, вокруг этих компетенций — машиностроение, тяжелое машиностроение, металлургия, в качестве синергии образуются и другие, оказывающие помощь той или иной отрасли. Если мы не просто в указном порядке, а создадим условия для развития тех или иных центров компетенций, то агломерационные процессы пойдут гораздо быстрее», — губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

Понимание агломерационных эффектов позволит эффективнее инвестировать

«Агломерационные эффекты. <...> Если мы сейчас опросим, все будут по-разному их понимать. <...> А это не праздные вопросы, они должны быть ключевыми при выборе приоритетов дорожного строительства», — Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.

«Мы сейчас рассматриваем такие пилотные проекты, как инфраструктурно-сервисные модели городов, чтобы это не были просто закаченные деньги в инфраструктуру», — генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org