КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Услуги глобальных цифровых платформ и экосистем прочно вошли в повседневную жизнь
«Глобальные цифровые платформы стали неотъемлемой частью нашей жизни, они везде, где есть интернет-соединение, это и поисковые сервисы, и социальные сети, и облачные хранилища. За последние несколько лет на наших глазах эти компании выросли в транснациональные монополии», директор АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации» Вадим Глущенко.
«Платформы и экосистемы это реальность, и с ней спорить глупо. Это удобно, это выгодно и потребителям, и производителям, в том числе малому бизнесу. Это распрямляет пути между заказчиком и потребителем услуг и товаров. Экосистема и платформа позволяют нам удовлетворить максимально большое число потребностей в максимально короткое время», заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин.
Регулирование деятельности глобальных цифровых платформ является общемировой тенденцией
«Основная тенденция в мире это усиление регулирования глобальных цифровых платформ на национальном уровне. Государства занимаются борьбой с их монопольным положением, противодействием непрозрачной модерации контента, совершенствованием системы налогообложения и защитой персональных данных пользователей. Во многих странах мира в 2021 году принят целый ряд мер в сфере антимонопольной политики это и Евросоюз, и Великобритания, и США», директор АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации» Вадим Глущенко.
«Страны цифровые лидеры с разной степенью эффективности подбирают ключи к новой индустрии. Мы еще в начале этого большого пути. Наши законодательные действия имеют логику, они обоснованы и в целом реагируют на вызовы с учетом специфики рынка. Наше IT-законодательство должно быть антимонопольным по духу, в нем должны быть предохранители от монополизации наших IT-рынков со стороны американских и китайских компаний», член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
ПРОБЛЕМЫ
Возможность манипуляции поведением и мнением пользователя со стороны глобальных цифровых компаний
«Сегодня ситуация меняется не цифровые платформы спрашивают, что нужно потребителю, а они уже формируют мнение потребителя. Они формируют его сознание, и часто это формирование переходит в манипулирование, что на самом деле опасно. Безусловно, этот вопрос должен контролироваться и регулироваться со стороны государства», заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Петр Иванов.
«Платформы берут на себя право принимать политически мотивированные решения в отношении того или иного контента, который им не нравится. При этом руководствуются не национальным законодательством страны или международными правилами, а непрозрачной корпоративной политикой. Такая история наблюдалась в прошлом году, когда YouTube заблокировал Царьград, и в этом году ряд наших СМИ, к сожалению, имели схожие проблемы», директор АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации» Вадим Глущенко
«Еще один вызов, который стоит перед нами, это контроль рекомендательных алгоритмов. Когда речь идет о торговых площадках, рекомендация это хорошо. А когда пользователь прочитал пост антипрививочников, и алгоритм начинает накидывать ему еще больше мракобесия и теории заговора?» член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
Опасность уничтожения уникальных продуктов при регулировании их деятельности
«Где та грань, при которой государство должно регулировать рынок экосистемы цифровых платформ, чтобы не допустить монополизации в тех или иных сферах? Где грань между свободой, которая должна быть предоставлена цифровым платформам для того, чтобы, с одной стороны, развивать национальных лидеров в этой сфере, и ограничениями? Эти вопросы сегодня активно обсуждаются на разных площадках», заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Петр Иванов.
«Когда мы говорим о регулировании платформ, мы исходим из того, что есть платформы глобальные, и есть российские. Всего три страны, по большому счету, могут сказать, что на их рынке есть глобальные и локальные платформы это США, Китай и Россия. У нас есть конкурентоспособные и эффективные платформы и экосистемы, которые на нашем рынке без какого-либо давления со стороны государства успешно конкурируют с глобальными гигантами. И нам важно со всеми нашими мерами регулирования не разрушить этот баланс. Здесь нужно выступать максимально осторожно и при этом последовательно, понимая, что нам нужно помогать своим», заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин.
РЕШЕНИЯ
Курс на прозрачность в работе цифровых платформ
«Первое это разумная открытость цифровых платформ. Мы не говорим о том, что надо раскрывать все алгоритмы приоритизации или внутренние механизмы работы платформ. Но базово каждый пользователь должен понимать, как это работает и что является приоритетным, например, при выборке в поиске или в том, какие товары и услуги вам предоставляются», заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Петр Иванов
«Мы сейчас работаем над законодательной инициативой, направленной на защиту российских пользователей, на то, чтобы над рекомендательными алгоритмами был общественный и государственный контроль. Мы не хотим вмешиваться, но мы хотим прозрачности», член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
«Приземление» глобальных IT-компаний
«Во всем мире прослеживается запрос на приземление иностранных IT-платформ, поскольку в очень большом количестве случаев они не имеют своего представительства в той или иной стране, где они работают и получают прибыль. И государство не может принудить их исполнять нормы национального законодательства. Подобная работа по приземлению IT-платформ и принуждению их открывать официальные представительства и офисы ведется во многих странах мира, в Европе. Показателен опыт Турции, в которой в прошлом году приняли закон, из-за которого были оштрафованы на миллионы долларов ведущие иностранные IT-платформы Facebook, Amazon. Этот опыт был в полной мере учтен и у нас, когда мы разрабатывали и принимали закон о приземлении иностранных IT-платформ», директор АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации» Вадим Глущенко.
«Закон о приземлении иностранных платформ по духу антимонопольный, он обязывает иностранные платформы с высокой долей российских пользователей открывать представительства в нашей стране, он не обязывает строить здесь свои офисы. Пока речь идет о личном кабинете в системе, специально созданной Роскомнадзором, зарубежным игрокам нужно назначить ответственных лиц, которые будут иметь полномочия для работы с государственными ведомствами», член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.