Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Тенденции развития и основные вызовы аграрного сектора России

Исследования
26 марта 2018

Российское сельское хозяйство в отличие от других отраслей экономики демонстрирует рост даже в кризисное время. Рост производства привел к тому, что доля сельхозпродукции в ВВП России с 2012 по 2016 гг. выросла с 3,5% до 4,5%. Ключевым фактором роста сельскохозяйственного производства в стране стала проведенная еще в начале 90-х годов ХХ века аграрная реформа. Она обеспечила возможность перехода земли и имущества к более эффективным собственникам, стимулировала привлечение инвестиций. Государственная поддержка и интерес бизнеса позволили провести модернизацию, благодаря которой в стране растет производство продукции во многих отраслях.

Политика импортозамещения привела к сокращению доли импорта в товарных запасах розничной торговли с 36% в 2013 до 23% в 2016 г. Одновременно наблюдается быстрый рост доли отрасли в экспорте (доля продовольственного экспорта увеличилась с 1,6 в 2000 г. до 6% в 2016 г., он занял четвертое место после нефтегазовой, металлургической и химической продукции в структуре экспорта) При сохранении текущих тенденций в ближайшие годы отрасль может выйти на позиции нетто-экспортера продовольствия.

Однако для дальнейшего развития есть ограничения: это ограниченный внутренний спрос, неконкурентоспособность значительной части продукции, недоиспользование аграрного потенциала из-за аномальной аграрной структуры и худшие условия работы сельхозпроизводителей, чем у стран-конкурентов.

Сложившаяся в России аграрная структура аномальна для мировой практики. Из зарегистрированных в России 21 тыс. сельхозорганизаций 350 производят 46,5% товарной продукции. В 61% хозяйств производится всего 4% продукции, но в их руках находится 27% сельхозугодий и занято порядка 12% работников. В мельчайших архаичных хозяйствах населения все еще производится 35% продукции. Концентрация приобретает гипертрофированные размеры: под контролем одного агрохолдинга могут находиться территории не только отдельного, но и нескольких районов.

Отчасти это связано с неравным доступом к субсидированным кредитным ресурсам и другим формам господдержки. Основная часть не входящих в холдинги компаний лишены государственных субсидий. Так 50% сельхозорганизаций не получают или получают незначительную поддержку (1,5% субсидий и 8% выручки), а 5 сельхозорганизаций при этом могли получить 6% субсидий (при 3% выручки) (2015 г.). Отбор проектов субъективен, одна компания может получить до 90% от финансирования отдельных направлений поддержки. Только в 2017 г сделаны первые шаги по ограничению поддержки одному получателю субсидий. Однако нет ограничений для холдинга, в котором несколько организаций-получателей. Тем самым государство безвозмездно финансирует собственников крупных частных компаний на безвозвратной основе. Можно говорить о том, что отдельные частные компании в России получают беспрецедентно высокую поддержку, что создает им конкурентные преимущества и вытесняет малый бизнес.

По мнению экспертов ЦСР, для того чтобы избежать негативных последствий, необходимо сделать ключевые развороты и перейти к модели качественного устойчивого развития:

1. От традиционной ориентации на рост производства во всех отраслях к встраиванию страны в международное разделение труда. Для отраслей, которые могут быть конкурентными в перспективе — прямая поддержка их модернизации и снижение барьеров в ведении их бизнеса;

2. От стимулирования роста объемных показателей к повышению конкурентоспособности российских продуктов как рутинной заботы государства (снятие барьеров доступа к земле, кредитным ресурсам, административных барьеров, преодоление монополистического поведения снабжающих организаций, модернизация аграрной науки и образования...);

3. Переход от приоритета продовольственной безопасности как продовольственной независимости к приоритету экономической доступности к безопасному продовольствию;

4. От архаичных условий жизни в селе к повышению привлекательности и качества жизни на сельских территориях.




Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
28 апреля 2020
Исследование BCG и “Ромир”: новая реальность российского потребительского рынка на фоне пандемии COVID-19 и прогноз

BCG и исследовательский холдинг «Ромир» представляют первый срез исследования потребительских настроений: «Российские потребители — новая реальность». Целями исследования были анализ отношения потребителей к сложившейся на фоне пандемии ситуации и выявление их готовности тратить в столь тревожные времена; а также прогноз о том, как именно изменится поведение потребителей в течение ближайших 6 месяцев, каковы перспективы каналов сбыта и каким станет покупательское поведение. В ходе исследования была проведена работа с 1200 респондентами по всей России из разных социально-демографических групп с углубленным исследованием по Москве. Проанализированы данные о потребительских расходах в 40+ товарных категориях.


Исследования
7 августа 2020
Продуктовый ритейл: угроза снижения маржинальности
Эксперты Национального рейтингового агентства представили аналитический обзор, в котором отражены влияние COVID-19 на рыночную конъюнктуру и реальная угроза снижения маржинальности в сфере продуктового ритейла.
Статьи
3 июня 2019
Хватит ныть: Почему в России быть пессимистом стало не круто

Что отличает успешную страну от неуспешной? Только одно — опыт веры в эффективность преобразовательных усилий. Россия долгое время была страной хронически грустной, но сейчас тенденция меняется, особенно в бизнес-среде. Мы нашли трех предпринимателей, каждый из которых по-своему строит в стране «культуру оптимизма». Иногда даже не вполне понимая, что это такое.