Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Заплати углеродный налог и дыши спокойно!

Статьи
9 октября 2020

Эксперты АКРА представляют статью, в которой предлагается сценарий постепенного внедрения инструментов контроля выбросов в России. В мире стремительно развиваются инструменты по контролю уровня выбросов парниковых газов: они уже внедрены или планируются к вводу в 46 странах. Более результативными инструментами контроля выбросов считаются углеродный налог и системы торговли квотами на выбросы (СТВ). Угроза углеродного протекционизма увеличивается, что, вероятно, угрожает отечественным производителям-экспортерам большими тратами: они будут вынуждены оплачивать дополнительные пошлины при поставках в Европу и прочие юрисдикции, где действует высокий углеродный налог.

В настоящий момент в качестве основных инструментов по контролю уровня выбросов CO2используются СТВ и налог на выбросы парниковых газов (углеродный налог). В России к настоящему моменту не внедрен ни один из инструментов, несмотря на успешно проведенную в 2011 году сделку по продаже квот на выбросы CO2-эквивалента и активное обсуждение углеродного налога в государственных органах. Каждая компания, относящаяся к регулируемым СТВ отраслям, обязана ограничить объем выбрасываемых парниковых газов в соответствии с установленным лимитом. Крупнейшими источниками выбросов в атмосферу являются секторы электро- и теплоэнергетики и транспорта, генерирующие две трети мирового объема выбросов. Основным драйвером стоимости квот являются политические и законодательные решения в той или иной стране.

Европейская система ЕС СТВ, созданная на основании Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2003/87/ЕС, охватывает более 11 тысяч промышленных предприятий, генерирующих наиболее значимые объемы выбросов. Цены на углеродные квоты в ЕС СТВ определяются балансом спроса и предложения, который, в свою очередь, в существенной мере зависит от законодательных и политических решений и событий в странах, объединенных в ЕС СТВ. В настоящее же время величина штрафа устанавливается для каждой страны в ЕС СТВ индивидуально и зависит от размера предприятий.

Европейская система ЕС СТВ.png

Созданная в 2008 году программа RGGI объединяет предприятия энергетического сектора, расположенные на территории десяти северо-восточных и центральных атлантических штатов США. The Western Climate Initiative (WCI) — некоммерческая организация, управляющая рынком торговли квотами между штатом Калифорния и канадской провинцией Квебек. В рамках объединенной СТВ Калифорнии и Квебека осуществляется торговля квотами не только на CO2, но и на другие парниковые газы. В настоящий момент СТВ в Калифорнии охватывает порядка 600 предприятий.

Китай является лидером по выбросам парниковых газов в мире, и с каждым годом их объем только растет. Критический уровень загрязнения окружающей среды в стране, обусловленный прежде всего преобладанием угольного топлива в энергетической отрасли, подтолкнул правительство КНР к принятию мер по контролю выбросов, в том числе парниковых газов. Так, в 2010 году власти Китая включили в пятилетний план развития создание в стране нескольких СТВ, а в 2011-м выпустили постановление о запуске семи пилотных проектов. В конце 2014 года Государственный комитет по делам развития и реформ КНР выпустил документ, в котором описаны подход к введению национальной СТВ и график ее введения.

На сегодняшний день развивающиеся страны отстают от развитых с точки зрения реализации и масштаба законодательных мер по сокращению выбросов парниковых газов. Несмотря на активное развитие СТВ в мире, Россия пока отстает от других стран в разработке инструментов контроля выбросов. Активно обсуждаемый в последние годы налог на выбросы парниковых газов является довольно неоднозначной мерой для России. Основными преимуществами сценария постепенного внедрения инструментов контроля выбросов в России, по мнению АКРА, являются: возможность для российских экспортеров избежать давления со стороны импортеров и начисления дополнительных углеродных налогов на территории ЕС и иных юрисдикций при поставках своей продукции; возможность смягчения негативного экономического эффекта от углеродного налога за счет его постепенного введения, а также компенсации издержек на установку экологичного оборудования.

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Окружающая среда, Энергетика, Изменение климата и Устойчивое развитие, посвященных возможным путям нивелирования негативного влияния на окружающую среду и декарбонизации экономики.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
18 января 2022
Российско-канадское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктического региона 2021-2022

Доклад подготовлен по итогам мероприятия «Российско-канадское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктического региона» в рамках проекта ThinkArctic, реализуемого совместно Фондом Росконгресс, Центром комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и Аналитическим центром при Правительстве РФ.


Исследования
8 февраля 2019
Европейский рынок «зелёных» облигаций (2018)

Доклад экспертов Climate Bonds Initiative посвящён эволюции и текущему состоянию рынка «зелёных» облигаций в европейских странах.


Статьи
1 ноября 2019
Перспективы использования газомоторного топлива в России
Необходимость экономического роста и развития приводит к необходимости диверсификации видов топлива и типов двигателей, используемых в автомобильном, морском и железнодорожном транспорте. По объему располагаемых запасов, зрелости технологии, влиянию на экологию, себестоимости для конечного потребителя газомоторное топливо (ГМТ) имеет ряд преимуществ перед водородным топливом и электрическими двигателями и может быть наиболее востребованным видом топлива для РФ на ближайшее десятилетие. Низкая стоимость ГМТ для конечного потребителя может быть основой экономического роста и развития, компенсируя растущий рост цен традиционных видов моторных топлив. Дополнительный положительный эффект от использования ГМТ заключается в его экологичности. Основные проблемы развития транспортных средств на газомоторном топливе связаны с неразвитой инфраструктурой газозаправочных станций, несовершенным нормативно-правовым регулированием, повышенной стоимостью двигательных установок. Развитие отрасли практически невозможно без государственных субсидий, приоритетно ориентированных на развитие инфраструктуры.