Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Сглаживание швов при переходе к цифровой реальности в логистике

Экспертное мнение
29 декабря 2022

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2022 «Логистические мосты Дальнего Востока: бесшовные технологии в действии».

Автор: Дорофеева Людмила Владимировна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт проблем региональной экономики Российской академии наук

Геополитические события начала 2022 года привели к переустройству не только ранее привычного взаимодействия между странами, но и потребности выстраивать новые логистические маршруты. В этом смысле разворот на восток не стал для России неожиданностью, страна уже на протяжении 10 лет планомерно выстраивает инфраструктуру дальневосточных регионов для формирования условий привлекательных для ведения торговли и бизнеса.

Из года в год в рамках Восточного экономического форума идет обсуждения потребности формирования бесшовного транзита по территории Российской Федерации, и если на первом этапе обсуждение данной темы концентрировалась на потребности создание цифровой среды и ее сопряжения относительно продуктов работающих в бизнес среде и в области государственных продуктов, то в 2022 году разговор на сессии «Логистические мосты Дальнего Востока: бесшовные технологии в действии» был связан с анализом первого опыта реализации постеленных ранее целей.

Стоит отметить, что цифровой переход в области транзита во многом состоялся по оценкам разных сторон (ФТС, РЖД, FESCO и др.) более 70% документооборота при транзите грузов переведено в безбумажный формат. Все участники разговора сходятся во мнении относительно необходимости дальнейшей работы в области цифровизации грузопотоков. В этой области существует значительный потенциал. Так по мимо использования возможностей онлайн взаимодействия между грузоотправителями и транзитными компаниями, разрабатываются и внедряются принципиально новые подходы такие как Smart-контракты и цифровые пломбы.

Smart-контракты позволяет формировать отношения всех участвующих в транзите сторон на принципиально новом уровне доверия. Ключевой момент прихода на Smart-контракты это выстраивание среды доверия, например, для таких компаний как РЖД подобный шаг достаточно затруднителен. Чувствительным является вопрос отклонения по движению грузов от заданных параметров, соответственно для начала работы в логике Smart-контракта, потребовалось полностью описать бизнес-процесс и создать возможность в рамках распределённого реестра в режиме онлайн получать информацию о грузе каждому из участников сделки. Следующий этап — это возможность автоматизированных расчетов, то есть отмена претензионного порядка и переход на пересмотр условий на основе получаемых в режиме онлайн данных.

Внедрение цифровых пломб может позволить снять ряд рисков при перевозке и снизить издержки таможенного оформления, обеспечить доставку грузов без дополнительных процедур контроля, на данный момент большинство регламентирующих вопросов для широкого распространения данной технологии уже снято и остается дождаться ее утверждения в рамках ЕАЭС. Технология позволит всем контролирующим службам получать необходимую информацию считывая ее с пломбы в режиме онлайн не теряя времени на проверку.

При всей удобности и эффективности внедряемых цифровых технологий полностью решить проблемы транзита и потери времени они не могут, так как остаются ряд узких мест, снижающих эффект от вводимых инновационных решений.

В первую очередь речь идет о физической инфраструктуре. Как отметил Владимир Ивин, Заместитель руководителя, Федеральная таможенная служба (ФТС России): «Мы видим риски того, что ситуация, которая была в прошлом году, когда перестало хватать мощностей и корабли стояли на рейде несколько дней в ожидании выгрузки, не только повторится, но и с учетом тенденции разворота логистики с центральных и западных регионов может привести к коллапсу, потому что мощности площадок портов конечны. Уже сейчас по двум из пяти площадок, где хранятся контейнеры, уже 102–103% заполнения. Еще буквально две-три недели, и мы выйдем на очень критические цифры». Нехватку портовых мощностей отмечали и другие участники дискуссии, однако стоит отменить два аспекта. Во-первых, нехватка во многом вызвана структурным дисбалансом, значительная часть мощностей заточена под уголь, в то время как требуется работа с другими видами грузов такими как зерно, удобрения и т.д. Во-вторых, уже идет работа по применению технологии сухого порта, то есть использование сухопутного транспортно-логистического терминала, имеющего прямую связь с морским портом через специально организованную транспортную инфраструктуру, для перевалки и таможенного оформления грузов.

Еще одним «швом» остается организация мультимодальных перевозок, и если в цифровом оформлении подобного транзита есть значительные подвижки, то работа непосредственно по транспортировке затруднена. Зачастую много времени уходит на ожидание нужного подвижного состава, что можно решить за счет использования альтернативных способов погрузки контейнеров, с таким предложением выступил Алексей Шило, Заместитель генерального директора — начальник центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), ОАО «Российские железные дороги».

Остаются проблемы во взаимодействие грузоотправителей и перевозчиков, если говорить о международных партнеров зачастую им требуется дополнительная помощь при заполнении документации на перевозку груза. Также идет постоянная работа по созданию удобных и понятных всем сторонам сервисов, к которым планируется подключать и государство. Едина платформа может снять значительное количество возникающих в процессе коммуникации вопросов.

Нет сомнения в дальнейшем развитии цифровых технологий в области логистики, создаваемая доверительная среда подталкивает всех игроков к развитию и усилению процессов трансформации.

Перспективным является и переход на следующую стадию цифровизации — применение Искусственного интеллекта, в перспективе пяти — десяти лет, система транспортировки перейдет от логики «цифра помогает человеку» к позиции «человек помогает цифре», где большинство решений принимается на основании алгоритмов, прибегая к помощи человека лишь в ситуациях требующих дополнительных данных. В этом смысле человек становится экспертом для интеллектуальных систем при разрешении спорных ситуаций. Исходя из уже реализованных цифровых проектов такое будущее кажется вполне реальным.


Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
4 сентября 2022
Рыбохозяйственный комплекс Дальневосточного федерального округа

В исследовании, подготовленном Восточным центром государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан»), содержатся подробные сведения о состоянии рыбной промышленности на Дальнем Востоке в 2021 году.


Статьи
6 сентября 2018
Подарок городу

Бизнесмен c Сахалина решил построить на «дальневосточном гектаре» торгово-развлекательный центр.


Экспертное мнение
31 августа 2021
Алексей Чекунков: «Тихоокеанская Россия может стать фронтиром, территорией экспериментов»

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков — о новых возможностях дальнего востока в меняющемся мире, влиянии пандемии и управленческом спецназе


Экспертное мнение
6 сентября 2018
«Умный путь» на посадку в самолет

Генеральный директор компании ЦРТ Дмитрий Дырмовский о том, как биометрия изменит будущее авиационной отрасли. Трансформация уже началась: отдельные элементы умной системы установлены в аэропортах Южно-Сахалинска и Саранска.