Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Среднетоннажный СПГ в России: между небом и землёй

Исследования
5 апреля 2019

В мире стремительно растёт число стран, которые в том или ином роде используют сжиженный природный газ (СПГ) для поддержания экономического роста и обеспечения энергобезопасности. В ряде случаев проекты СПГ становятся более конкурентоспособными, чем традиционные трубопроводные решения. По мнению аналитиков Московской школы управления СКОЛКОВО, конкурентными преимуществами среднетоннажных технологий и проектов по сравнению с мало- и крупнотоннажными являются пониженные капитальные затраты, сокращённые сроки строительства, относительно небольшая потребность в природном газе, возможность строительства нескольких идентичных линий в одном месте, а также достаточно широкий выбор технологий среднетоннажного СПГ. Среднетоннажное производство СПГ даёт возможность гибко подстраиваться под рыночный спрос, не создавая избыточных мощностей, и в наибольшей мере отвечает современным рыночным реалиям, обеспечивая относительно короткий период возврата инвестиций и высокую внутреннюю норму доходности (IRR).

Географическое положение России относительно ЕС и КНР — крупнейших потребителей энергоресурсов — является важным преимуществом страны. В то же время, в силу низкой конкуренции среди подрядчиков при строительстве СПГ-заводов, необходимости импорта ключевого оборудования, отсутствия опыта реализации проектов, а также высоких ставок привлечённого капитала, российские среднетоннажные проекты, как правило, требуют больших удельных капитальных затрат на единицу установленной мощности, как на сам цикл ожижения, так и для строительства необходимой инфраструктуры (портовые сооружения, газопроводы, дороги, линии энергоснабжения). Тем не менее, за счёт низкой стоимости самого природного газа, суммарные краткосрочные предельные издержки среднетоннажного производства СПГ в России всё равно остаются одними из самых низких в мире. Предполагается, что в 2019 году в России начнут производство сразу три среднетоннажных завода, два из которых расположены на Балтике, а третий представляет собой расширение производства на площадке крупнотоннажного проекта на Ямале.

Для того чтобы успеть воспользоваться большим потенциалом реализации проектов СПГ, в России создаются прозрачные и предсказуемые условия для бизнеса. В декабре 2018 года Правительством РФ был сделан очень важный и давно ожидаемый шаг — дано разрешение на реализацию СПГ и регазифицированного газа для некоторых категорий потребителей по цене, превышающей тарифы, утверждённые ФАС. Кроме этого, для обеспечения успешного развития среднетоннажного производства СПГ в России необходима государственная поддержка по следующим направлениям: выработка специальных условий нормативного регулирования для среднетоннажных проектов, что обеспечит снижение капитальных затрат и сокращение сроков строительства; упрощение процедуры подключения к газопроводам; поддержка недискриминационного доступа к СПГ-терминалам и объектам инфраструктуры, в т. ч. мощностям производства СПГ; отмена монополии на экспорт СПГ, что откроет новые рынки сбыта и доступ к иностранному капиталу и др.

Проведённый авторами исследования анализ показывает, что в случае реализации этих мер дополнительные инвестиции в период до 2023 года составят более 300 млрд руб., и можно рассчитывать на рост производственных мощностей среднетоннажного СПГ на 5 млн тонн, из которых около 1 млн тонн может быть поставлено на внутренний рынок и 4 млн тонн — на экспорт.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
11 декабря 2019
Потенциал газификации Арктической зоны Российской Федерации сжиженным природным газом

Аналитический обзор, подготовленный Всемирным фондом дикой природы (WWF), посвящён оценке возможностей и перспектив использования сжиженного природного газа для тепло- и энергоснабжения населённых пунктов и промышленных объектов в Арктической зоне РФ в качестве замены углю и нефтепродуктам.


Статьи
1 ноября 2019
Перспективы использования газомоторного топлива в России
Необходимость экономического роста и развития приводит к необходимости диверсификации видов топлива и типов двигателей, используемых в автомобильном, морском и железнодорожном транспорте. По объему располагаемых запасов, зрелости технологии, влиянию на экологию, себестоимости для конечного потребителя газомоторное топливо (ГМТ) имеет ряд преимуществ перед водородным топливом и электрическими двигателями и может быть наиболее востребованным видом топлива для РФ на ближайшее десятилетие. Низкая стоимость ГМТ для конечного потребителя может быть основой экономического роста и развития, компенсируя растущий рост цен традиционных видов моторных топлив. Дополнительный положительный эффект от использования ГМТ заключается в его экологичности. Основные проблемы развития транспортных средств на газомоторном топливе связаны с неразвитой инфраструктурой газозаправочных станций, несовершенным нормативно-правовым регулированием, повышенной стоимостью двигательных установок. Развитие отрасли практически невозможно без государственных субсидий, приоритетно ориентированных на развитие инфраструктуры.
Статьи
28 апреля 2020
Ценовой шок на нефтяном рынке в 2020 году

Рынок нефти в 2020 году испытал двойной шок: со стороны спроса в связи со вспышкой коронавируса и со стороны предложения из-за отсутствия договоренностей по сделке ОПЕК+ в первые месяцы этого года.

Исследования
28 мая 2021
Куда двигаться дальше: гонка за декарбонизацию

В исследовании консалтинговой фирмы Arthur D. Little изучаются пути адаптации компаний энергетического сектора к нарастающей повестке декарбонизации.